"Дай Бог, чтоб милостию Неба Рассудок на Руси воскрес. Он что-то, кажется, исчез". А. С. Пушкин |
«12 Уроков Православия» предназначены для тех, кто не имеет сколько-нибудь отчетливых понятий о христианстве и осознает, что представления о нем столь расплывчаты и путаны, что они лишь смутно будоражат эмоции, но не дают разумной определенности уму и сердцу, а поэтому не являются основанием религиозной серьезности и верности своей духовной традиции.
Эти Уроки для тех, кого, по крайней мере, смущает честное признание того факта, что, несмотря на их крещение или номинальное отнесение себя к христианскому мировоззрению и культуре, понимание основ Православия находится у них на уровне самых примитивных представлений.
Эти Уроки для тех, кто, придя к храму, вскоре потерял ориентировку в Церкви, перестал отличать главное от второстепенного, когда вместо свидетельства о Христе перед ним выставили частокол мрачных и грозных «Нельзя!», заточив ищущую мысль души в камеру иссушающих дисциплинарных предписаний. Этим людям (ох, как многим!) веру представили как давящий груз на плечах, а не как крылья за спиною, ибо вера предстала перед человеком как тень, от которой мрачнеют и угрюмничают лица, а не как свет Божества, наполняющий души человеческие, свет, от которого лица просветляются, становясь ликами. (Как славно звучит откуда-то залетевшая строчка : «На лице, как на иконе, отпечаталась душа»!)
Очень важно (глядя на прессу) знать основы христианства и духовных законов тем, кто работает в СМИ, чье слово воздействует на миллионы. Им следует всегда помнить, какую духовную ответственность они несут за каждое слово религиозного невежества и лжи. Это опасно прежде всего для них самих, ведь духовные законы так же неотвратимы, как и физические. Кичиться своим «атеизмом» или псевдорелигиозной «терпимостью» (да и тот чаще всего выше кухонного уровня не поднимается) все равно, что похваляться своей ущербностью или неполноценностью. Иосиф Бродский о таких очень мудро сказал: «Неверье – слепота, но чаще – свинство».
Следовало бы быть осведомленными с основами православного вероучения и многим политическим деятелям и иным «ревнителям веры и державности». На беду многие из них своей безграмотной, эмоционально-горячечной «защитой» распространяют некое карикатурное впечатление от Православия на множество умов - таково уж свойство публичности. Вера – это удел потаенности, а не публичности, и для того, чтобы она приносила настоящие духовные плоды в человеческой жизни, она должна быть осмысленной и непременно правильной и разумной, т.е. приводящей человека к цели его бытия. Нужно знать, что быть верующим (как? во что?) еще не значит быть христианином.
Правильное, основательное понимание Православия позволит многим мыслящим и ищущим людям избежать дурного, разрушительного влияния религиозно-экзальтированного экстремизма, который, к сожалению, нынче очень распространен среди церковного народа (носителями его всегда выступают наиболее христиански необразованные и невежественные люди). Как и всякое психически ненормальное явление, имеющееся во всех сферах общественной жизни, он [религиозный экстремизм] фокусирует на себе внимание людей, бросая тень идиотизма на Церковь. И надо иметь определенный уровень религиозной образованности и здравомыслия, чтобы понимать эпатажные выходки и демарши не как выражение православной мысли и традиции, а лишь как свидетельство психологической неуравновешенности и дремучей невежественности этих бедолаг.
Для подлинной православной духовности характерны сосредоточенная мысль, такт, глубина молитвы, отчетливое представление о силах, движущих развитием мира и обстоятельств, - оттого и разумное поведение в любых ситуациях; развитая духовно-культурная среда (уникальная в своем роде и единственно сохранившаяся в нынешние времена) – среда для максимально целостного воспитания личности. А вот золоченность куполов, бурное храмостроительство и т.п., несмотря на несомненную важность, является лишь средством к достижению цели христианской жизни. Главная «постройка» христианина – это храм своей души. И строить его необходимо тщательно, напряженно и обязательно умеючи. Это строительство гораздо сложнее, чем воздвижение каменных сооружений, но оно и возносит человека к Богу, соединяя его с Христом.
12 уроков – это, наверное, самое минимальное количество тем, (возникших совершенно естественно) необходимых для формирования некоего остова понимания православного вероучения. Однако, даже этот материал оказывается все же немалым, но меньшим объемом обойтись, пожалуй, не удастся. И это потому, что Православие – сложно. Нужно понимать, что эта сложность является свидетельством высокоразвитого, гармоничного организма. Сложность – необходимое условие роста, движения вперед. У сект и иных «церковок» – несчетное количество которых вместе с прочим социально-бытовым и информационным мусором нанесло к нам с Запада, - как у амебы, все «просто и очень просто». Они упростили, выхолостили христианство, опустив его до своего сыто-потребительского уровня, отштамповав себе великое множество «христианств», подстроив их под всякую нужду. У них есть бесконечные пустые разговоры, зазубривание и механическое цитирование Библии (но вовсе не изучение ее!). Нет у них только одного, самого существенного, – Христа, ибо в их религиозных построениях Он оказался ненужным, «неудобным», слишком нестандартным для их примитивно- стандартной подачи христианства.
Многогранность Православия, его гениальная целостность и вытекающая из нее сложность, увы, представляют в нынешнее время рекламомыслия и упрощений одно из препятствий для его полноценного, подлинного восприятия. К великому сожалению, таких книг, которые вводили бы современного человека в светлый мир христианства с самой начальной, нулевой ступени, пожалуй, нет – и это печальный парадокс. В то же время превосходной литературы о более высоких ступенях и уровнях Православия – множество, и с этой литературы многим вынужденно приходится начинать свое религиозное просвещение. Но это то же, если бы первоклассников начинали учить по учебникам 5-го класса, полагая, что читать, писать и считать они уже должны уметь.. Вот так нынче и получается, что церковная среда наполнена людьми, начавшими с прочтения «Добротолюбия» или «Лествицы», и сходу приступившими к «творению» Иисусовой молитвы, но в то же время так и не приобретшими понимания даже самых основных вероучительных истин и основ духовной жизни. Не учат же в школах дифференциальному исчислению, не изучив прежде в начальных классах таблицы умножения?
Данный проект представляет собой попытку в определенной мере восполнить этот зияющий пробел в религиозном образовании, систему которого восстановить в современных условиях исключительно сложно. Кстати сказать, сегодня требуется трезвое понимание того, что работа по воссозданию этой системы в наше время – это работа тонкого порядка и многогранной сложности. Непродуманность, торопливость, непрофессиональность здесь особенно вредны, и в этой связи есть основания опасаться, что из поспешного, неподготовленного введения в общеобразовательных школах предметов о Православии, ничего путного не выйдет, а результаты вполне могут оказаться обратными. Кто сможет правильно научить (а не только изложить из книжки!) основам подлинного православного вероучения? Ведь не то, что в школах, - на приходах пока что нет возможности ликвидировать религиозную безграмотность! А тут – светская школа, построенная, по сути на атеистических началах, с педколлективами практически такого же мышления и воспитания, начиненная с помощью TV, видео и Интернета антидуховностью, с нацеленным разжиганием в учениках самых низменных страстей и наклонностей.
Правильное восприятие Православия, т.е. духовных законов развития личности и общества, представляет собой ключевую задачу современности, как это ни странно может показаться. Формирование здравого осмысленного мировоззрения людей является тем основным звеном, отсутствие которого в жизни страны ни за что не позволит решать социальные, экономические, культурные и государственные проблемы. Нынешнее состояние разрушенного мировосприятия, замены его в умах миллионов на телевизионные штампованные суррогаты приводит к возбуждению и насаждению самых низменных пороков, моральному и духовному разложению народа – пьянству, повальному хамству и некультурности, наркомании, растленной молодежи, преступности, распаду семьи, беспризорности и сиротству миллионов (!) наших детей. Нынешняя криминальная пропаганда яростно восстает против Православия, но во многом эта борьба вызвана непониманием его сути. Ведь великое наследие тысячелетней культуры и государственности создавалась людьми православно-мыслящими: Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов, Толстой, Павлов, Блок, Ахматова, Лихачев- это нескончаемый ряд - они жили и творили, будучи религиозно воспитанными. По-видимому, не найти в истории нашей культуры значимых людей, не живших религиозной жизнью (конечно, разной степени углубленности и с учетом личностных особенностей каждого).
Не пьяницы и бездельники создавали экономическую мощь тысячелетней Российской Православной Империи. Трудолюбие людей, их разумность, крепкие многодетные семьи (один развод на 10000 жителей!), природная душевная широта и интеллигентность воспитывались на жизненных принципах и устоях, сформированных именно Православием, которые не были просто данью «забавным народным традициям», а являлись духовной средой роста личности, воспитания поколений. Великолепие и многочисленность храмов и монастырей было создано стремлением этих, понимающих толк в жизни людей, насытить духовной жизнью свой труд и быт.
Не случайно каждый проезжающий, завидя строящийся храм, старался хоть кирпич уложить в его стены, зная, что молитва о нем, потрудившемся, будет возноситься в этом храме, покуда тот стоять будет. Они знали духовную силу жертвования. Как ценно для человека пожертвование на издание полезной духовной книги, которая разойдется по многим тысячам умов. Очень хорошо было бы, к примеру, что бы то же «Добротолюбие» или поучения Аввы Дорофея могли читаться в каждом доме, будучи дешевыми, доступными каждому книгами. И раньше люди благотворили таким изданиям, ибо знали – это то, что войдет сними в их вечность, что составляет их сокровище на небесах. Эти люди, наследие которых нынче проматывается и уничтожается, жили с ясным осознанием перспективы бессмертия своей души, и это было в них от образованности, а не от «дремучести».
Неужто нынешние авторитеты, никак не приводящие страну в порядок, разумнее и просвещеннее тех, кто создавал ее, в сущности, еще совсем недавно? Мировоззрение православного человека отражает запросы и стиль мыслей лучших и передовых людей, создававших страну – труд, доброта, семья, творчество, интеллигентность, самоотдача, любовь к Родине, стремление к постижению Божества, а вовсе не дремучесть, невежество и мрачность, как его представляют большинство в наше мутное, суетное время.
Цель, суть и посыл этого проекта созвучны словам авторитетнейшего иерарха и богослова Русской Православной Церкви митрополита Московского Филарета: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? – Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки… ( Мф. 28.19) Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы Апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».