Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД

2tl
pix

Смысловое построение уроков

300
2tr
     
p

  Друзья! Текущий опыт вызвал необходимость этого напоминания:

1. Пожалуйста, все же прочтите до конца ниже следующий текст. Это сориентирует Вас, как удобней и эффективней пользоваться нашим диском.

2. Обязательно прочтите указания перед началом Урока 1, поскольку они применимы к каждому из последующих уроков.

3. Обращаем внимание на то, что в "Уроках" приведены не книги в полном объеме, а лишь подобранные выдержки из них. Полностью книги  помещены в библиотеке.


Смысловое построение уроков должно соответствовать последовательному раскрытию внутренней логики православного вероучения, чтобы каждая мысль органично вытекала из предыдущей, выстраивая таким образом каркас знаний о Православии.

Сначала, разумеется, нужно рассказать о смысле и цели Православия, объяснить его историческую, духовную миссию, а также исключительную важность для человека. Цель православного вероучения – спасение души, следовательно, нужно ответить на вопросы: « Что такое душа и от чего ее надо спасать? Почему вообще возникла необходимость в спасении? Почему об этом уже 2000 лет возвещает человечеству христианство?». Здесь нужно бы дать основные положения православного учения о душе, ее свойствах, законах развития. Логичным будет тут же изложить понятия о смерти, как следствие грехопадения первых людей, рассказать о первородном грехе, как причине поврежденности природы человека.

Следующим шагом должно быть объяснение того, что такое грех, его природы, происхождения и разрушительное действие его на человека. Необходимо показать невозможность для него восстановить свою изначальную природу (т.е. достичь обожения) только лишь своими силами, показать необходимость помощи внешней силы – Бога.

Спасение в земных, человеческих условиях осуществляется богочеловеческим организмом – Церковью, созданной Иисусом Христом, как продолжение Себя на земле. Следует дать понятие что такое Церковь в подлинном понимании, почему она является единственным кораблем спасения, рассказать о наполненности ее жизни Святым Духом, нужно показать ее историческое развитие от Апостолов о возникновении в ней боговдохновенного Евангелия, Божественного Откровения, обосновать безусловный авторитет Евангелия и святости Церкви.

Глава Церкви – Иисус Христос, Он же – Спаситель человеческого рода и всякого, обратившегося к Нему, Он - Тот, Кто для человека необходимее всего. Разумеется, здесь уместно будет изложить учение о Боге – Творце на основании откровения Его людям, данного Им через Евангелие и Свою Церковь, в которой оно хранится и проповедуется. Нужно ответить на вопрос: каков Он – Бог?, почему Бог – Троица? и т.п.. Здесь же - понятие о догматах и догматическом богословии.

Спасение человека осуществляется совместными усилиями человека и Бога. Как спасаться? Как организован этот процесс в Церкви? Что есть духовная внутренняя жизнь, как она происходит в человеке, каковы ее закономерности? – ответы следующего этапа. Нужно объяснить так же оградительный и педагогический смысл церковных установлений, которыми должен руководствоваться христианин в деле своего спасения. Пояснить фундаментальное значение духовной образованности.

Особо следует остановиться на разъяснении двух церковных таинств: Исповеди и Святой Евхаристии, являющимися двумя крылами духовной жизни православного христианина и залогом его спасения. К сожалению, многие люди, посещающие храмы, не знают в должной мере их великое духовное назначение и силу, относясь к ним (их «исполнению») во многом формально, безмерно обедняя себя, и даже вредя таким небрежением к своему спасению.

Духовное наставничество – необходимый и важнейший элемент церковной жизни – представляет нынче предмет многих непониманий и искажений, когда святоотеческий опыт истолковывается превратно. Сейчас особенно важно людям иметь ясные представления о старчестве, монашестве, духовничестве; о таких понятиях духовной жизни, как послушание, смирение, воля Божия, мир души, терпение скорбей и др., дабы уберечься от губительности многих духовных заблуждений.

Молитва – кровь организма Церкви, основное духовное делание христианина. Иметь полноценное понимание сущности молитвы и ее значения в спасении - необходимая предпосылка для того, чтобы ей научиться. Молитва – главный инструмент достижения цели христианской жизни.

Малой церковью названа христианская семья – это та домашняя среда, которая должна формировать подлинные христианские человеческие отношения, где более всего человек научается любви в самом высоком духовном смысле. Домострой – это не мрачность «семейной тюрьмы», как многие думают, а умелое строительство дома - во всех его проявлениях. Что такое подлинная христианская семья, как ее строить, как достигать семейного счастья, вырастить здоровых, умных, радостно верующих в Бога детей?- эти вопросы имеют исключительную важность для жизни людей и Церкви.

Необходимыми для христианина являются представления о церковной архитектуре, развитый вкус к иконописи. Особенно важным представляется правильное восприятие православной иконы, поскольку в нынешнее время у людей утрачено понимание настоящей иконописи – этого бесценного духовного богатства Православия. Сейчас настоящие иконы встречаются не часто и, к сожалению, часто религиозное воспитание осуществляется на таких изображениях, которые иконами назвать-то сложно.

Очень важный элемент духовной жизни представляет собой церковно-славянский язык – это богатейшее наследие русского православия. Христианин должен знать его, поскольку это язык церкви, язык молитвы. Нужно бы сделать подсказку: страх перед трудностями его изучения - ложный. Научиться пользоваться этим языком (читать) нам - владеющим русским - оказывается, совершенно несложно: три - четыре занятия, и приходит нормальное чтение, навык к которому прививается очень быстро и прочно. А каково китайцам?

Вопросом особой важности представляет собою сравнение православного вероучения с религиозными доктринами католицизма, протестантизма, сектантства, ислама, иудаизма. Основные их характеристики нужно знать не просто для удовлетворения любопытства, а для реальной защиты от духовной агрессивности многих нынешних «проповедников», принесенных с мутными водами из Запада и Востока. Человеку, твердо знающему свои православные основы, совсем не трудно противостоять различным религиозным измышлениям.

Жития святых всегда были самой благодатной духовной пищей для христианской души. Мы знаем их жизнь, как осуществление Евангелия в реальных людях, как нашу светлую надежду жизни во Христе. Не просто знать, но и быть в живом общении с ними, призывая к нам их молитвенную помощь.

Урок 1 : «О душе и бессмертии»

Что дает современному человеку религиозность? Наука и религия. Христианство и Православие – синонимы? Религиозное понимание души. Какова правда о бытии после смерти? Человек – существо вечное, смерть – переход в духовное бытие. Православное мировоззрение. Цель и смысл жизни человека на земле. Тайна личности.

Урок 2: «О греховности»

Онтологическая поврежденность человеческой природы. Христианское понимание спасения. Что означает - спастись? От чего? Зачем? Разрушительные свойства и смертельная опасность греха. Сущность первородного греха. Грехопадение. • Смысл веры и ее значение в существовании человека.

Урок 3: «О Церкви»

Церковь, каково ее предназначение? Спасение – в Церкви. Истинность Евангелия. Канонический состав книг. Евангельские Заповеди. Что означает покаяние – «метанойя? Крещение – вхождение в Церковь. Божественные энергии. Соборность.

Урок 4: «О Боге»

Кто такой Бог? Почему Он невидим? Зачем человеку знать Бога? Бог и боги. Почему Бог – Троица? Что такое догматы? Что представляют собой Вселенские Соборы? Православный Символ Веры – формула православного вероучения. Зачем была нужна смерть Христа? Промысел Бога о мире и о каждом человеке. За что Бог любит человека?

Урок 5: «О духовной жизни»

Что такое «духовность». Что такое духовная жизнь, каково ее назначение и смысл. Принципы и правила устроения духовной жизни христианина. Соотношение жизни будничной и духовной. Что означает «изменить себя»? В чем состоит внутренняя борьба с грехом? Роль Церкви в христианской духовной жизни. Благодатность духовных трудов. Зачем нужен пост? О Божественном промысле.

Урок 6: «Об Исповеди»

О церковных таинствах, что они собой представляют, их смысл и значение. Зачем нужна исповедь, почему нужно исповедоваться человеку (священнику). Культура и «наука» исповеди. Этика исповедующего, пастырские требования к нему. Современное состояние исповедной практики.

Урок 7: «О Божественной Литургии»

Божественная Литургия – сердце Православия, основной «нерв» православной Церкви. Таинство Евхаристии – самое большое чудо этого мира. Происхождение, земные и небесные смыслы Божественной Литургии. Истинная сущность составляющих этого главного церковного богослужения. Значение Святого Причастия, его воздействие на человеческую личность. Правила и советы о том, как надо причащаться.

Урок 8: «О молитве»

Значение и духовный смысл молитвы. Молитва – основное духовное делание христианина. Правильное (спасительное) устроение духовной жизни. Опасность заблуждений. Искушения современного мира и духовная защита от них. Правильная молитва. Молитвенный опыт святых, хранимый Церковью. Молитва в жизни современного человека.

Урок 9: «О монашестве и духовничестве»

Пути достижения и плоды духовной жизни. О смирении, послушании и других добродетелях – истинных и ложных. О сущности, задачах и роли монастырей. Проблемы современного монашества. О духовничестве, старчестве, духовном наставничестве в нынешних условиях церковного развития. Непростой выбор монашеского пути, его высота, а также ошибки и опасные иллюзии.

Урок 10: «О семье, о воспитании детей»

Христианская семья. Христианское воспитание детей. Целомудрие и чистота, их значение в жизни, влияние на здоровье, потомство, и духовное и физическое состояние. Воспитание и развитие целостной личности, устроение достойной, полноценной жизни в современных условиях.

Урок 11: «Об инославии и иноверии»

Сравнительное богословие. Инославие: основные характеристики. Католицизм. Протестантизм. Иудаизм. Ислам. Сектанство. Отношение Православия к инославию и к инославным.

Урок 12: «Об иконах, церковном пении, языке, архитектуре»

Икона, иконопочитание, иконопись. Церковное пение. Православие в русской художественной литературе. Церковно-славянский язык. Церковная архитектура

 

p
2bl

400
2br

Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД | НАВЕРХ