На такой вопрос многие из русских образованных людей скажут - обрядами. Нелепость подобного ответа до того очевидна, что он не заслуживает и внимания. Однако немногим ближе к истине иное суждение, которое присуще людям богословски просвещенным. Они скажут вам о filioque, о главенстве папы и других догматах, кои отвергаются православием, и о тех догматах, общих православию и латинству, которые отвергают протестанты. Выходит, что православие лишено содержания, составляющего его исключительную принадлежность, одинаково чуждую европейским исповеданиям. Между тем историческое происхождение последних, выработавшихся одно из другого, заставляет думать, что все они одинаково чужды тех или иных со-фовищ христовой истины, потому что сомнительно допустить, чтобы из ереси могла выработаться другая, не сохранив в себе известной доли первой и не возвращаясь все-таки к истинной Церкви.
Славянофильские богословы в лице Хомякова впервые постарались отметить разность истинной Церкви от западных исповеданий не по тем или иным догматическим частностям, а со стороны общего превосходства внутреннего идеала истинной Церкви над Церквами инославными. В этом огромная заслуга Хомякова пред богословской наукой и пред Церковью, пред просвещенным Западом, который оценил ее так же единодушно, как и русские литераторы, интересующиеся религиями. Оценка эта обнаруживается всего убедительнее тем, что все европейские богословы, относящиеся с симпатией к православию, говорят о нем именно в хомяковской формулировке вероисповедных разностей. В частности старокатолики, тяготеющие к православной Церкви и завязавшие продолжительную официальную переписку о сближении с нами своей общины, излагают именно хомяковские взгляды на главные вопросы, разделяющие, по их мнению, нас и старокатолицизм. Мы разумеем мысль о filioque, как о нововведении, прежде всего противном церковной дисциплине, которая велит "блюсти единение духа в союзе мира", и на пресуществление в евхаристии, как на понятие, чуждое церковному преданию (которое учит о прело-жении) и заимствованное у западных теологов.
Среди всех богословских сочинений, писанных русскими, небольшой том Хомякова является самым популярным как среди нашего просвещенного общества, так и за границей. Не станем поэтому воспроизводить подробно его положений. Напомним, что он рассматривает разность вероисповеданий в их учении о 9-м члене Символа Веры - в учении о Церкви. Раскрывая православное учение об истине, совершенно искаженное и почти утраченное всем инославным Западом, Хомяков весьма ясно показывает нравственную ценность нашего духовного идеала, превосходство, вообще, нашей веры над инославием, которое утратило одну из наиболее святых и возвышающих душу истин христианства. Разумея под Церковью не столько власть, сколько взаимный союз душ, восполняющих друг друга своим таинственным общением со Христом, Который открывается верующим не поодиночке, но в их взаимной любви, по их единству (Вселенский Собор), Хомяков вносит во все требования церковной дисциплины и в самое познание божественной истины (что обусловлено авторитетом церковного предания), - вносит дух радостный, чуждый рабства, уносящий нас в необъятную широту общения с целым миром верующих, с целой вечностью.
Признавая без дальних слов, что православное учение о Церкви Хомяковым изложено правильно, и что он вообще достаточно обнаружил превосходство православия над западными исповеданиями, утратившими понятие о нравственном союзе верующих и в их религиозной жизни и религиозном познании и низведшими царствие Божие на степень или личного (индивидуального) подвига, или внешне правовой государственной организации, признавая это и преклоняясь перед богословской и миссионерской заслугой Хомякова, мы утверждаем, однако, что его определение православия, или - что то же - истинного богооткро-венного христианства в противовес европейским исповеданиям, неполно. Нам давно хотелось его восполнить.
На самом деле разность между нашей верой и инос-лавием лежит гораздо глубже.
Догмат Церкви является, конечно, одним из важнейших; наше общение через Церковь должно воспроизводиться в сознании верующего человека постоянно. Но и помимо этого в определении прямого отношения каждой личности к Богу и к своей жизни чувствуется глубокая разность между инославным европейцем и православным христианином. Разностью этой проникнуты даже мелочи. Возьмем руководства духовной жизни. Одни из них, по которым мы учимся в школе и которые составляют содержание нашей богословской науки, догматической и моральной, заимствованы у католиков и протестантов; у нас опущены только известные всем и осужденные церковными авторитетами прямые заблуждения инославия. Другие руководства нашей духовной жизни, общие образованным людям и народу, - как современникам, так и предкам нашим по вере до IX века и ранее, - составляют содержание богослужебных молитв, гимнов и нашу святоотеческую мораль.
Но замечательное дело! Между обоими родами этих руководств почти нет внутренней связи. Наших прологов, наших догматических гимнов (стихир и канонов), наших Четий-Миней не знают дипломированные богословы, а если иногда и знают, то не как религиозные мыслители, но как простые богомольцы, как любители церковного пения. Между тем эта славянская литература в толстых, неуклюжих книгах есть главная и почти единственная питательница и создательница действительной, живой русской веры, и не только простонародной, но и просвещенной. Однако богословская наука не может даже подступить к ней, хотя бы из психологического интереса.
Возьмем теперь наиболее совершенных христиан руководителей христианской жизни среди нас: иерос химонаха Амвросия, о. Иоанна, еп. Феофана. Они не узкие фанатики, они благодарные воспитанники семи нарий и академий, но отыщите в их поучениях заим ствования или ссылки на наше школьное и ученое бо гословие. Не найдете, кроме случайных оговорок!
Предложите им целые горы ученых томов в помощь их поучениям, они отнесутся к ним с уважением, и, поверьте, не найдут, что позаимствовать. То же испытывает и обыкновенный христианин, желающий осмыслить то или иное явление своей религиозной жизни.. Очевидно, что создавшаяся по западным принципам богословская наука наша, хотя бы и чуждая западных заб луждений, так далека от действительной духовной жиз ни православных христиан, так несродна ей, что не толь ко не может руководить последней, но даже и прибли зиться к ней.
Этого не могло бы быть, если бы только в учении ( Церкви заключалась рознь западного богословия о" православного; но это произошло оттого, что западньк религии изменили само понятие о христианской жиз ни, о ее цели, ее условиях.
Будучи ректором академии, я задал одному умному студенту тему: сравнить христианское нравоучение п( епископу Феофану и Мартенсену. Мартенсен - масти тый протестантский проповедник, признаваемый за луч шего моралиста-теолога, притом наиболее свободное от вероисповедных заблуждений. Еп. Феофан - про свещенный русский богослов, бывший ректор Петер бургскои академии. И что же? Оказалось, что христи анская мораль под пером этих двух авторов явилась i совершенно различном, нередко до противоположное ти различном виде. Итог разностей формулирован так
Еп. Феофан учит тому, как построить жизнь по требо ванию христианского совершенства, а западный епис коп (sit venia verbo) берет из христианства то и настоль ; ко, что и насколько совместимо с условиями совре j менной культурной жизни. Значит, первый смотрит н, ' христианство, как на вечный устой истинной жизни i требует от каждого ломать себя и жизнь до тех пор "/пока она не войдет в эту норму, а второй смотрит н;
'основы современной культурной жизни, как на фак непоколебимый, и лишь в области существующих част ных разновидностей его указывает те из них, которьи наиболее одобрительны с христианской точки зрения. Первый требует нравственного героизма, подвига, вто рой высматривает, что бы из христианства годилосьнам в нашем теперешнем жизненном устройстве? Для первого, человека, призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, исторически сложившийся механизм современной жизни, - ничтожный призрак, а для второго учение о будущей жизни - возвышенная, облагораживающая идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь.
В разности этих двух учителей добродетели сказалась и разность западноевропейских религий и право-"славной веры. Последняя исходит из понятия христистианского совершенства или святости и с этой точки эре-1 ния дает оценку наличной действительности, а Запад; утверждается на status quo жизни и выгадывает тот, minimum религиозных отправлений, при которых мож-j но спастись, если и впрямь существует вечность. J *-• "Вы указываете не на ложные верования, а на пониженное религиозное настроение Запада!" - скажут нам.
Да! - ответим мы; пока мы говорили о настроении, о вырождении западной религиозной жизни и мысли; сейчас укажем и на высокий принцип, ими утраченный.
Христианство есть подвиг добродетели, христианство есть жемчужина, для приобретения которой благоразумный купец Евангелия должен был распродать все свое имущество. Исторически под этим самоотверженным решением, под взятием креста разумелись, по-видимому, различные подвиги: во время земной жизни Спасителя - вступление в число учеников, следовавших за ним; далее - исповедание веры и мученичество; затем, от IV века и по XX - отшельничество и монашество. На самом деле эти разные виды подвига были лишь условиями одной идеи, одной цели - постепенного достижения на земле духовного совершенства, т.е. свободы от страстей, или бесстрастия, и обладания всеми добродетелями, как того просят себе все верующие в-Ефремовой молитве, многократно повторяемой Великим постом в сопровождении многочисленных покло- I нов. "Сия есть воля Божия - святость ваша", - говорит апостол, - а достигнуть ее можно лишь сделав ее главнейшей, единственной целью жизни, если жить для того, чтобы достигнуть святости. В этом заключается истинное христианство; это - сущность православия в отличие от инославия западного. Восточные ереси в этом отношении, а следовательно по существу, гораздо ближе к православию, чем западные (разумеем наиболее сильную восточную ересь монофизитов, к которой близко примыкают армяне). Духовное совершенство личности остается и у них целью христианской жизни, а разность возникает только в учении об условиях к достижению этой цели.
Но разве западные христиане говорят, что стремиться к нравственному совершенству не нужно? Неужели они станут отрицать, что христианство заповедует нам , совершенство?
Сказать они этого не скажут, но не в этом видят они сущность христианства, да и в понимании совершенства и в способах достижения его они разойдутся с нами на каждом слове; они даже не поймут нас ни в чем и не согласятся с тем, что именно нравственное совершенство личности есть цель христианской жизни, а не просто богознание (как полагают протестанты) или благоустроение Церкви (паписты), за что, пс их мнению, Сам Бог дает человеку нравственное совершенство в качестве возмездия.
Нравственное совершенство достигается путем самодеятельной, сложной работы над собой, внутренней борьбой, лишениями, в особенности же самоуничижением. Православный христианин, искренно и усердно выполняющий духовную дисциплину, уже тем самым проходит значительную часть этого подвига, потому что наша дисциплина вся устроена именно так, чтобы служить постепенному умерщвлению страстей и приобретению благодатного совершенства. Этому способствует содержание наших богослужебных молитв, подвиги говенья, постов и тот почти монашеский строй православной жизни, который указан нашим уставом и которого строго держались наши предки до Петра и держатся доныне люди, живущие началами культуры. /"" Говоря короче, православная вера есть вера аскетическая: православное богословское мышление - то, которое не остается мертвым достоянием школы, но вли-" яет на жизнь и распространяется в народе, - оно есть исследование о путях духовного совершенствования. С этой именно точки зрения рассматриваются в наших стихирах и канонах как догматические определения, так и события священной истории, а равно и заповеди, и ожидание страшного суда.
Конечно, все это не чуждо и западным исповеданиям, но там спасение понимается, как внешнее воздаяние за известное количество добрых дел (внешних же), или за несомненную веру в Божество Иисуса Христа (протестантизм). Там не рассуждают и не умеют рассуждать о том, как постепенно должна освобождаться душа от своего подчинения страстям, как мы восходим от силы в силу к бесстрастию и полноте добродетелей. Есть там и аскеты, но жизнь их проникнута мрачным бессознательным выполнением давно установленных дисциплинарных требований, за что им обещано про- ' щение грехов и будущая вечная жизнь. А то, что эта вечная жизнь уже явилась, как говорит св. апостол Иоанн, что это блаженное общение с Богом достигается неуклонным подвижничеством еще здесь, как говорит пр. Макарий Великий, всего этого Запад не пони- " мает.
Непонимание становится все грубее и безнадежнее. И современные западные богословы потеряли мысль о том, что цель христианства, цель пришествия Христова на землю есть именно нравственное совершенство личности. Они как бы помешались на вымысле, будто Христос Спаситель пришел на землю для того, чтобы принести счастье какому-то человечеству каких-то будущих веков, тогда как Он со всею ясностью сказал о том, что Его последователи должны нести крест страданий и что преследование их миром, их родными братьями, детьми и даже родителями будут постоянны, а к ,, концу веков умножатся с особой силой. То благоустройство, которого ждут на земле поклонники "суеверия прогресса" (по удачному выражению С. А. Рачинского), обещано Спасителем в жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотят с этим мириться по той простой причине (говоря откровенно), - что плохо верят в воскресение и сильно верят в благополучие настоящей жизни, которую, напротив, апостолы называют исчезающим паром (Иак. IV, 14). Вот почему псевдохристианский Запад не хочет и не может понять отрицания этой жизни христианством, которое велит нам подвизаться "совлекшись ветхаго человека с делами его, облекшись в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол. Ill, 9).
"Христианство есть любовь к ближнему, а любовь -сострадание в скорбях", заметят современные христиане и особенно христианки; "аскетизм же выдуман монахами".
Не буду спорить против первого положения, как спорил Леонтьев; даже скажу так* если бы была возможна'. • любовь без духовного подвижничества, без борения внутреннего и без внешних подвигов, то и последнее и первое были бы не нужны. Но любовь иссякла у людей | именно тогда, когда они заговорили устами Лютера. ;
Исполнилось слово: "и за умножение беззакония иссякнет любы многих". Где нет подвига, где нет борьбы,;
там воцаряются страсти и беззакония, а где царит грех, | там иссякает любовь и люди начинают ненавидеть друг^ друга (Мо. XXIV, 10). Обращаюсь ко второму положению. Правда, любовь выражается прежде всего в со страдании, но не столько внешним бедствиям ближних сколько их греховности, а такое сострадание доступш только плачущему о собственных грехах, т.е. человек' подвизающемуся. " "Аскетизм выдуман монахами"... Одна московска; дама выразилась еще решительней: "всю вашу рели гию выдумали попы; я признаю только Иверскую и му ченика Трифона ((1' Iverskya et Triphon le martyr), а про чее все глупости". Но эти фразы показывают прежд всего, что наши образованные люди не понимают ело ва "аскетизм".
Понятием этим вовсе не предрешается строй нашеС жизни, и само по себе оно не включает в себя ни дев ства, ни постов, ни отшельничества. Аскетизмом, ил| духовным подвижничеством, называется жизнь, испол ?ненная работы над собой, такая жизнь, целью которо! является уничтожение своих страстей: блуда, самолю бия, злобы, зависти, объядения, лености и пр. и напол нение души духом целомудрия, смиренномудрия, тер пения и любви, которая никогда не бывает одиноко! добродетелью, а лишь спутницей и совершительнице! перечисленных свойств души.
Конечно, христианин, желающий идти своим путем сам увидит, что придется ему и от светской рассеянно 'сти удаляться, и плоть смирять, и помногу Богу молить ся - но эти подвиги не имеют никакой конечной ценно сти в очах Божиих, а получают только для нас самих KBI условие для стяжания даров духовных. Гораздо боль Длую ценность имеют подвиги духовные, совершающи ?еся в сознании человека: самоукорение, самоуничиже ние, самопротивление, самопринуждение, внутрь пре бывание, знание загробного мира, стояние в чувствах борение с помыслами, покаяние и исповедание, гне! ,на грех и на искушение и пр. упражнения - все, что та' •мало знакомо современным образованным людям i столь понятно и известно всякому народному начетни ку, прежнему и теперешнему. Вот тот алфавит духов ный, о котором говорит святитель Тихон1, и в этом-то i состоит существеннейшее содержание истинного хри стианства как подвига жизни, содержание, забытое за ладными исповеданиями, но составляющее центр пра вославной богословской литературы, которая истолко вывает все Откровение божественное, все события i изречения Библии прежде всего в применении к эти" ступеням духовного совершенствования. Воплотивший ся, смирившийся и восскорбевший о грехе нашем Спаситель принес нам в лице Своем и в общении с Собой возможность именно этого духовного делания, и в нем заключается наше спасение. Но одни совершают его (Фил. II, 12) добровольно и сознательно, проходя духовную жизнь, другие проходят последнюю почти помимо воли, исправляясь посылаемыми от Бога страданиями и исполняя церковную дисциплину, третьи только перед смертью очищают раскаяньем свою рассеянность и получают просвещение за гробом, сущность же христианского подвига заключается в аскетизме, в pa-'i, боте над своей душой; в этом же состоит и сущность-христианского богословия.
Если проследить все заблуждения Запада, - как те, которые вошли в его вероучение, так и присущие его нравам, передаваемые нам через "окно Европы", - то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства как подвига постепенного самоусовершёнствования человека.
Таково латино-протестантское учение об искуплении, как отмщении на Иисусе Христе оскорбленного Адамом божественного величия, - учение, выросшее из феодальных понятий - о рыцарской чести, восстанавливаемой пролитием крови оскорбителя; таково учение о таинствах; таково их учение о новом органе божественного Откровения в виде римского папы, каков бы ни был он по своей жизни; учение о заслугах должных и сверхдолжных. Таково же, наконец, учение протестантов о спасающей вере, с отвержением всей церковной организации.
В этих заблуждениях ясен взгляд на христианство, как на нечто чуждое нашему сознанию и совести, нечто условное, как на конкордат с Божеством, неизвестно почему требующим от нас признания каких-то непонятУ ных формул и воздающим за это вечным спасением'. Чтобы оградить себя от естественно поднимающихся возражений, западные богословы усилили учение о полной, будто бы, непостижимости не только Существа Божия, но и божественного закона и требовали в лице схоластиков, в лице Лютера и в лице даже современного Ричля, признать разум врагом веры и бороться с ним, в то время как Отцы Церкви, в лице Василия Великого и даже Исаака Сирина считают врагом веры не разум, а глупость человеческую, рассеянность, невнимание и упрямство. Если от ложных религиозных верований перейдем к нравственным убеждениям западников, то у некоторых из них найдем просто извращение христианских заповедей, и эти извращения так въелись в уклад западной жизни общественной и личной, что никакие культурные пертурбации, опрокинувшие христианские алтари, разрушившие королевские престолы, не могли опровергнуть, однако, этих диких и безнравственных предрассудков.
Так Господь проповедует всепрощение, а западная мораль - месть и пролитие крови; Господь велит смиряться и считать себя греховнее всех, а Запад ставит выше всего "чувство собственного достоинства"; Господь велит радоваться и веселиться, когда нас поносят и изгоняют, Запад требует "восстановления чести"; Господь и апостолы называют гордость "бесовской"; западники - благородством. Последний русский нищий, иногда даже полуверующий инородец, тайно поклоняющийся керемети, лучше разбирает добро и зло, чем подобные моралисты тысячелетней западной культуры, так печально смещавшей обрывки христианства с ложью классицизма.
И в основании всех заблуждений лежит неразумение простой истины, что христианство есть религия аскетическая, что христианство - учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного усвоения добродетелей; условия эти - внутренние, заключающиеся в подвигах, - и - отвне подаваемые, заключающиеся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых единственное назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству.
'"Два рода ученых и мудрых людей: одни учатся в школах от книг, и множайшие от них суть безумнейшие паче простых и безграмотных, яко и алфивита христианского не знают; ум острят, слова исправляют и красят, но сердца своего исправити не хотят. Другие учат- , ся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святаго и суть мудрейшие паче философов века сего; суть благочестивые и святые, и Богу любезные; сии хотя алфавита не знают, но добро все разумеют; просто, грубо говорят, но красно и благоприятно живут". Сим, христианине, подражай (III, 193).
Антоний (Храповицкий), Митрополит Киевский и Галицкий (печатается по новой орфографии)