В. Черненко
Беседа 10. (О христианской семье )
Православие о браке, о семье, о воспитании детей. Как молодым людям смотреть на выбор супруга. В чем духовное значение семейной жизни. Значение целомудрия.
А.: Вот мы поговорили о монашестве, и получается, что это такая особая часть христианского народа. А тогда семейные люди считаются вроде как «ниже рангом». Не усматривается ли здесь какая-то скрытая «дискриминация», или что-либо подобное?
О.Н.: Вовсе нет. Как мы уже говорили, у всех христиан, вне зависимости от их социального и семейного положения, единая жизненная цель – Небесное Царство. Пути же его достижения и обстоятельства для каждого Господом уготовляются разные.
А.: Считается, что христианские семьи прочные. В чем здесь секрет?
О.Н.: Похоже, что я тебя сейчас немного удивлю. Тебе же известно такое утверждение, похожее на правду (есть и статистика), что наиболее прочные браки те, которые совершаются по расчету. Так вот, христианский брак это самый что ни на есть союз, создаваемый по расчету, притом, по тщательному и верному.
А.: Неожиданно..., а это как?
О.Н.: А вот посмотри, все довольно просто. Зачем люди вообще вступают в брак? Для счастья! Верно ведь? Вот и христианский союз мужчины и женщины предназначен для достижения этой же цели. Однако люди христианского мировоззрения имеют в виду не просто человеческое «семейное счастье», хотя стремление к нему, безусловно, непременно предполагается. Они – каждый, и вместе - должны четко для себя сойтись в мысли, что стремятся своей совместной жизнью достичь высшего счастья – бесконечного бытия в Небесном Царстве. И в этом-то и состоит их «расчетливость»: ведь просто, абы с кем его можно и не обрести!
А тогда какой смысл в браке, если его цель чисто материально-бытовая? И совершенно очевидно, что она очень кратковременная, пускай, даже если совместная жизнь будет обеспечена всеми материальными земными благами и комфортом. Разумный человек нацелен на свой жизненный максимум, и потому в таком важнейшем деле, как выбор спутника жизни, вполне оправданно старается тщательно «просчитывать».
А.: А как же чувства? Они что же, остаются на «заднем дворе»?
О.Н. Ну зачем же так? Все должно быть в полной мере, только вот не перехлестывать и не затмевать разум. Они не то, что малоценны, а наоборот: в христианском союзе взаимные чувства и отношения вводятся под защиту разумно выстроенного жизненного пространства согласно законам человеческого бытия, где и получают все средства для максимального развития и расцвета. Поэтому люди, вступающие в христианский брак по существу (а не для разнообразия свадебных впечатлений и «модного» участия в храмовом обряде), в своем жизненном «расчете» идут дальше – они берут себе в помощь могущественную силу Самого Бога, заключая с Ним соглашение о сохранении своего союза в церковном венчании.
Что означает «венчание»? От слова «венец», ибо обретение человеком Небесного Царства сопровождается принятием им райского венца – этого небесно-царского знака, которым украшает Небесный Царь каждого из своих «подданных». Этим Таинством супруги определяют свое истинное намерение как христиане, и церковное венчание скрепляет «печатью» этот «договор», а также является символом, предваряющим чаяние двух душ быть в вечном бытии под попечением Всевышнего. При этом надо помнить, что христианский брак имеет сакральную силу и качество, поскольку он был освящен Самим Господом. На браке в Кане Галилейской Он начал свое служение миру, где совершил Свое первое чудо – претворение воды в вино.
А.: Ты сейчас сказал: «по законам человеческого бытия». Какие законы, определяющие союз мужчины и женщины, ты имеешь в виду?
О.Н: В первую очередь те, которые заложены в самих принципах сотворения человека, изложенных в Библии, а также в духовных закономерностях, дарованных нам в Евангелии. Известно, что Бог сотворил первого человека Адама, а потом Еву. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию… И сказал человек: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)”» (Быт. 2; 18, 21, 23). Далее, про мужчину, к примеру, в Библии сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24).
А.: И что это означает для сегодняшней жизни? Разве современный человек, и особенно молодежь, будет руководствоваться такими, на их взгляд «замшелыми» и даже «сказочными» руководствами? О чем ты говоришь!
О.Н.: Это уже вопрос соответствия современных семейных отношений библейским установлениям. Но не станем забывать, что человек – свободное существо, и Господь уважает его свободу, не посягая на нее. Однако Он изложил законы и принципы (то есть, технически выражаясь, чертежи и инструкции), по которым этому удивительнейшему существу, созданному Им, даровано бытие. И чтобы с ним все было в порядке, человеку следует их уважать и соблюдать. Это как пирамида для своей устойчивости должна стоять широким основанием вниз, но не наоборот. Бог – муж – жена: такова нормальная иерархическая цепочка подчинения воль.
А.: Ох, как много скепсиса и возмущенных возражений на такую иерархию ты можешь услышать от наших современников! К слову, а как же это: «и будут одна плоть»? Ведь если «едина», то не значит ли это, что в этом единстве заключается и равенство? И вообще, как понимать, что они становятся одной плотью, они же остаются разными людьми, каждый со своим телом?
О.Н.: То, что супруги являют в браке одну плоть, проявляется в том, что кардинально меняются их «функциональные возможности»: только сложением их совместных усилий они могут дать жизнь другим людям – их детям, чего поодиночке у них сделать никак не получится. К тому же, совместная жизнь мужчины и женщины имеет симфонический и богатейший духовный аспект взаимных отношений, и Христианство в полной мере открывает всю глубину и разнообразие их граней.
А по поводу недовольства «подчинением» женщины мужчине (как принципом), можно дать небольшое пояснение. Про жену в Библии сказано следующее: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Быт. 3: 16). Не станешь же ты спорить, что именно женщине свойственно стремиться «под мужское крыло», «опираться на твердое мужское плечо»? Да и привычные слова «выйти замуж» означают спрятаться за «надежную мужскую спину». Подобные выражения не случайны, и они характерны не только для христианской культуры. И в своей глубинной, генетической сущности они означают не что иное, как … стремление к своему «истоку» – к адамовому ребру – из плоти которого Творцом и была жена сотворена. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать, «прилепившись» к мужу, одного целого человека! Если дальше продолжить эту мысль, то несложно увидеть, что именно в этом ее положении природного подчинения и есть ее счастье как матери, рождающей детей и обязанной непосредственно их оберегать и о них заботиться.
А.: И ты думаешь, что сегодня с тобой женская часть современного общества так сразу и согласится? Как бы не так!
О.Н.: А тут уж кто какое правило жизни для себя изберет… К слову, поведаю тебе об одном случае, произошедшем недавно с одним известным священником. Его неожиданно попросили выступить перед собранием очень важных и весомых российских политических дам. Будучи вначале в некоторой растерянности по поводу того, что он им может существенного сказать, пока он выслушивал их «крепкие» выступления, ему пришла простая пастырская мысль. Он встал и обратился к ним с такими словами: “Дорогие женщины! Все вы здесь выступали за равноправие с мужчинами, говорили о политике, об эмансипации. Но представьте себе на секунду, что через неделю вы встретите мужчину – настоящего рыцаря, который физически, психически и по всем качествам сильнее, благороднее вас. И он скажет: "Я тебя люблю, бросай все и иди за мной". И я уверен, что любая из вас пойдет”.
Зал вначале притих, а потом по нему прокатилась волна глухого стона, из которой вырвалось общее женское: “Да!” И тогда этот священник сказал: “Вот видите: да! И это нормально, это правильно. Вы занялись политикой согласно вашим качествам. Но это произошло и потому, что у вас не сложилась личная жизнь. Вы либо не замужем, либо разведены, либо муж вам попался не пара. Этим все и объясняется”. Даже если и не у всех его слушательниц семейное положение именно таково, однако, это небольшая иллюстрация того, к чему ведет пирамида человеческих отношений, перевернутая основанием вверх.
А.: Ну, ладно, хоть с некоторыми оговорками, но как основное принципиальное соотношение мужского и женского начал в браке я, кажется, понял. Но ты же не станешь утверждать, что если люди полюбили друг друга и поженились, скажем так – в христианской традиции, - то развод им уже не грозит? Ведь проблема распада семьи и вообще, деградация института семьи налицо как одна из самых сложных в современном мире? Какие рецепты здесь предлагает Православие?
О.Н.: Да, ты, к сожалению, прав, этот бич нынешних времен не щадит никого. Но в чем же здесь дело? Опять диагноз прост: в той жизни и действиях, которые люди осуществляют против человеческих законов бытия, указанных нам Творцом. Ведь мы предупреждены Им о том, что если выходить за их рамки, то ничего хорошего ожидать не следует. Это подобно тому, как неправильно, во вред эксплуатировать всякий механизм и устройство: результат один – разрушение. Вот, по большому счету, и весь рецепт. Но понятно, что все не так просто и не может сводиться только к одному этому выводу – необходимо реальное и адекватное понимание жизненных ситуаций во всем их разнообразии. Евангелие же в этом отношении дает нам полный свод духовных правил.
Церковь накопила и совершенно открыто предоставляет нам безбрежный и бесценный опыт, целостное и обширное учение о том, как жить мужчине и женщине в счастливом, гармоничном семейном союзе для достижения ими небесноцарского достоинства. Церковь призвана нас научать этой науке.
Если помнишь, ранее мы с тобой говорили об одном из главных постулатов Христианства, осуществляемых в Церкви: человек в своем появлении на свет призван к возврату в Рай, и для этого ему нужно осуществить свое покаяние-метанойю, то есть духовное преображение. Семья, создаваемая на евангельских принципах, и является благодатной средой для этого замечательного «процесса».
Сущность христианского семейного союза состоит во взаимном личностном восполнении супругами друг друга, то есть в умалении и устранении в себе низменных, худших качеств и в возвышении и возрастании лучших.
А.: Многим такой подход к семейной жизни может показаться каким-то слишком «прагматизированным», что ли. Или же лишенным поэтичности и восторженности: мол, по-христиански семья – это некий «религиозный полигон» для испытаний и трансформации человеческой личности. Все это может выглядеть как жизнь без праздничности.
О.Н.: И совершенно напрасно, это поверхностный, совершенно невнимательный взгляд. Даже самый прекрасный цветок требует правильного подхода в его выращивании, а также заботы и труда по опять же - правильному - уходу. Иначе, либо он вырастет не в свою полную красоту, либо скоро зачахнет. Если люди считают, что после того, как они объединятся в семью, сам собой начнется сплошной праздник и «именины сердец», то это - иллюзия и жизненная инфантильность, печальная «непредупрежденность», о которые нынче и разбиваются 8 из 10 семейных лодок.
Семейное счастье - это действительно мир высокой эмоциональной и интеллектуальной наполненности, питающий, обогащающий и возвышающий человеческую личность. Но чтобы такая атмосфера радости и взаимной любви возникала сразу и оставалась таковой далее всю жизнь (что тоже бывает, и мне известны такие примеры), случается крайне редко. Этот замечательный мир семейной любви требует разумных и осознанных усилий всех ее участников, а также понимания «правил» его постройки.
Когда бывает прочным и плодоносным семейный союз? Когда людям в нем удобно, радостно, желанно жить вместе. Когда, несмотря на неизбежные завихрения и сложности обстоятельств, встречающиеся на жизненных дорогах, стремление быть единой, родной общностью превалирует над всеми неприятностями и трудностями. Когда радость совместного бытия перекрывает все тяготы. Для этого необходима общность цели и совместное видение пути ее достижения. И цель должна быть высока. А в христианском союзе все это есть в высшей степени. К тому же, случающиеся отклонения и «зигзаги» есть, где и чем исправлять, притом, всем семейством.
А.: Ты, наверное, имеешь в виду Церковь, когда говоришь «где и чем»?
О.Н.: Разумеется. Семья, члены которой осознанно посещают храм, исповедуются, причащаются, является как бы укрытой неким защитным «колпаком благодати» божественных энергий. К тому же, помимо невидимой духовной помощи, у них есть вполне «человеческое», очень действенное вспоможение в лице священников, к помощи, советам, а зачастую и непосредственному участию которых в решении разнообразных проблем христиане имеют возможность прибегать. А это очень многое значит в современных условиях беспрецедентного информационного разрушительного воздействия на человеческую личность, когда беспощадные атаки идут даже на сам принцип семейственности как таковой.
А.: Здесь я с тобой согласен. Близкий контакт с опытным пастырем -дело архиважное. А как практически действуют христианские принципы в реальной семейной жизни, делая ее, как ты утверждаешь, «правильной», в отличие от современных западных «модерновых», «толерантных» форм?
О.Н.: Видишь ли, союз мужчины и женщины основан и держится их общими планами на будущее. Когда видение будущего начинает у них различаться и затем становиться разным, союз распадается. Для христианского брака общее будущее – Небесное Царство, в которое они стремятся войти с помощью друг друга, а также их совместной жизни. Христианское мировоззрение, исходя из которого и создается семейная атмосфера, вырабатывает множество неких практических правил-закономерностей построения успешной, счастливой семьи, подтвержденных тысячелетним опытом, который и есть опыт святости. Несть числа людям, обретшим ее в лоне Православия, будучи не монахами, но ведя обычную семейную христианскую жизнь.
Вот, к примеру, согласно наставлений апостола Павла («Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви». И далее: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 22–23; 25), прочная, счастливая семья создается на основании двух вещей. Первое – это любовь мужчины к женщине (а не к самому себе), и второе – это уважение женщины к мужчине. Самое главное при взаимоотношениях мужчины и женщины — вот это. Если эти факторы как две основные опоры имеют место изначально, то брак будет успешным.
Не страстная – «на разрыв», но благоговейная, почтительная любовь является основанием счастливого брака. В таком браке женщины не скандалят, не закатывают истерик, там все более разумно и стабильно. И даже если бывают какие-то трудности, все проходит мягче, потому что женщина в этом случае боится обидеть мужа. Вроде, простые, но насколько важные истины, забывая которые, или следуя им вопреки, так часто и трагически люди слепо рушат свои судьбы из-за дремучей невежественности…
А.: Но ведь в брак вступают, в основном, люди молодые, малоопытные, захлестываемые «гормональными бурями» и информационными потоками совершенно открытой для них самой откровенной «сексуальности», которая мощно стимулируется теперешним бизнесом. Как тут сориентироваться им, бедным, на что опереться, чем укрыться и сберечься? Разве это возможно?
О.Н.: Конечно, ведь с Божьей помощью возможно все… Но если перевести решение проблемы в практическую плоскость человеческой жизни, то это, прежде всего, формирование в сознании людей религиозного мировоззрения. Иными словами, того идейного базиса, на котором воспитывается и выстраивается личностное мышление.
Что это значит? Это ясное осознание истинности того, что «мне, как личности, после своей неизбежной телесной смерти предстоит не исчезнуть, но также неизбежно продолжить свое существование в ином, бесконечном духовном бытии. При этом, воспринимая ее своими чувствами, разумом и волей: либо в «доброй» его части, либо в «плохой», что зависит от меня самого, от моего личного выбора и усилий». Такая «конфигурация» мышления позволяет человеку правильно ориентироваться, что есть зло, а что – добро, поступая и живя соответствующим образом. Заложенное же в основание общественного сознания правильное, разумно воспитанное религиозное мировоззрение сберегает в целом и народ, и такое государство.
А.: Ну да, хорошо сказать… Сегодня же, по факту, вокруг творится какая-то бешеная вакханалия «сексуальности», «сексапильности», какой-то выпирающей из всех углов бесстыдности. Из экранов, из газет, обложек журналов, из радио – она отовсюду нагло «напирает», захлестывая сознание уже с малого возраста. Мне кажется, что молодежь, подростки и даже дети теперь просто неизлечимо заражены этой страстью к получению плотских удовольствий. У народа будто «башня сдвинулась».
О.Н.: Да, понимаю твою тревогу, и даже отчаяние. Но положение дел далеко не так безнадежно, хотя грех блуда сегодня, пожалуй, самый опасный и губительный для народа и государственности. Он всегда представлял собой дьявольскую силу, поглощавшую в адские просторы массы людей. Но сегодня эта его сила возросла - тысячекратно. Если раньше он распространялся в человеческой среде, так сказать, непосредственным, «человеческим» способом, то информационная эпоха открыла невиданные возможности влиять одновременно на миллионные массы людей посредством видеоизображений и интернета.
Сегодня современная цивилизация рушится в основном из-за воздействия этой человеческой страсти - нарушения 7-й заповеди. И внешней защиты от этого (устранение источников), практически не существует, она может быть только внутренней, что требует от человека особенных духовных усилий.
А.: Но для этого нужно самое главное: чтобы человек оказался «замотивированным», то есть, был в таком духовном или моральном состоянии, чтобы понимал бедственность и опасность порабощения его сознания и разума этими бесовскими влечениями. А мы же видим, что все вокруг склоняют молодых (да и не только) к «раскованности» и «расслабленности», «всеобщему пофигизму». Как этому противостоять?
О.Н.: В том числе и поэтому христианское мировоззрение спасительно, что обеспечивает человеку всю палитру не разрушительных, но верных и созидательных мотиваций. Ведь в Церкви человек получает мощную, светлую силу божественных энергий, чтобы противостоять темным силам бесовских греховных соблазнов. В этом-то и заключена сила Христианства, а также и каждого отдельного христианина, позволяющая под церковной сенью сберегаться и процветать семье – по слову Апостола, этой «малой Церкви».
И вообще, человеку христианских воззрений нужно осознавать, что силы греха и святости, добра и зла (а, значит, и соответствующих воль) действуют в нем, находясь в «переплетенном», «взаимосвязанном» состоянии. И для того, чтобы осуществлялся благодатный процесс метанойи-преображения личности, необходимо «вычесывать» из своей души гниющие ткани злобы, освобождая ее от гниения. Семья и является той средой, которая в наилучшей степени способна очищать внутренний мир личности, давая возможность раскрыться в своей правде и истинного познания себя.
А.: Но почему именно семья? Нам же приходится пребывать в самых разных людских сообществах, к примеру, на работе, в гостях, на улице?
О.Н.: Поскольку случайное, или непостоянное соединение людей, то есть, среда «вообще» - не может существенно содействовать проявлению и «выпарке» из нашего нутра духовных недугов и «гадостей». Перед чужими или даже знакомыми, но «внешними» человек вольно или невольно скрывает свои подлинные мысли или намерения, желая предстать «приличным», стыдясь того, что о нем подумают, опасаясь плохого общественного мнения. Надеюсь, ты меня понимаешь?
Однако только в привычной, «не давящей» семейной среде таящееся в человеке злое начало непосредственно проявляется наружу. И чаще всего, на кого оно бывает направлено? На своих домашних. Проявления злого, дурного в человеке, равно как и доброго, в семейной обстановке носят открытый характер и оттого являются необходимым моментом познания своей подлинной сущности. Если в обществе человек скрывает, или «камуфлирует» свои подлинные чувства, отчего выставляет себя лицевой, показной стороной, то в семье он не прячет своего действительного состояния, либо греховного движения духа и открыто проявляет его в слове или действии. Перед семьей или ближними скрытая греховная часть внутреннего мира непременно обнаруживается.
А.: Да, но это свойство присуще всякой семье, не только христианской, верно?
О.Н.: Разумеется. Определяющее здесь – религиозное, христианское понимание сущности этого человеческого союза. Христиане, создающие семью, должны хорошо осознавать и помнить, что это среда, данная нам Самим Богом как наиболее удобная для нашего внутреннего, духовного преобразования – обожения: «"И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…" (Бытие 1,28).
Семья является не специфическим способом «получения удовольствий» или телесных радостей, но главным образом как возможность взнуздания своих страстей и приближения, восхождения к Богу. Если семья погружена в духовную атмосферу Православия, то все её члены испытывают такое воздействие на свою душу, которое устраняет (и учит устранять) большую часть внутренних конфликтов, которые обычно случаются. Христиане понимают обыденную нашу жизнь как средство для созидания подлинной жизни. Оттого мало разводов и много детей.
С другой стороны, вовсе не следует воспринимать христианскую семью как угрюмое повседневное самокопание и школярское самоуничижение. Совсем наоборот. Семья – это радость и здравомыслие. Кстати, в качестве хорошей иллюстрации этого утверждения советовал бы тебе посмотреть замечательный, даже уникальный в своем роде современный сериал «Спас под березами», в котором авторы простым, и в то же время точным языком кинематографа донесли дух и радость такой семьи. Здравомыслие же проявляется и в том, что люди христианских воззрений воспринимают все встречающиеся обстоятельства не как «случайные», или «свалившиеся на голову», но с осмыслением того, что это Господь по Своей любви прислал «задачку», чтобы, решая ее по-евангельски, они духовно становились еще ближе к Нему. Не нужно забывать, что Христианство не есть религия скорби, но религия радости и блаженства: «Всегда радуйтесь» (Фес.5,16) - учит апостол Павел.
А вот если семья построена лишь на «анестезирующей» потребительской идее (к сожалению, этим все сильнее «пропитывается» и наше «церковенство»), то ее разрушение закономерно, ибо цель этого союза в конечном итоге обнуляется своей бесплодностью. Этот процесс сегодня с очевидностью наблюдается в Европе. Разве европейская цивилизация являет для нас примеры семейственности как общественной ценности? Неужели однополые семейные евростандарты и «толерантность» по отношению к гомосексуализму для нас «маяк» цивилизованности?
А.: Да, этот западный «стандарт» является весьма сомнительным. А вот такое явление, как «гражданский брак» проник в наше общество и действует на правах социальной нормы, будто естественно свойственной нашему менталитету и способу жизни. Такие понятия как добрачная чистота и целомудрие считаются у молодежи чуть ли не пороками и предметом насмешек над такими «лузерами».
О.Н.: Если такие качества, как целомудрие и естественная стыдливость – эти важнейшие психологические нормы – уступают в общественном мнении и в массовых психологических стереотипах место так называемым сексуальной «раскованности» и «раскомплексованности», такой народ вступает на путь неизбежной деградации. И нас сегодня активно и очень «грамотно» на него подталкивают. Распад общества начинается всегда с разрушения семейных основ. Удержаться от этого процесса моральной (и, как следствие, неизбежной культурной и экономической) эрозии можно лишь разумной прививкой религиозных принципов на «клеточном» - семейном - уровне.
Целомудрие же имеет характер не столько физиологического состояния, сколько, в первую очередь, духовного, поскольку закладывает чистоту в самые основы семейного союза и дальнейшей жизни потомства и рода. Евангелие свидетельствует: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). И даже интимные отношения между супругами через призму целомудрия обретают высокую духовную роль. Вот как замечательный священник о. А. Ельчанинов об этом писал: «…то, что люди свели на плоскость физиологического акта, прикрытого бытовыми обрядами, – есть высшее раскрытие личности человека, достижение завершенной полноты в её таинственном соединении двух, имеющее о себе слова Апостола, уподобившего это соединение союзу Христа и Церкви».
А.: А как же быть, если в брак вступают, с одной стороны, человек религиозных взглядов, с другой же – человек религиозно «равнодушный»? Или в браке соединяются люди разных воззрений на семью и интимные отношения?
О.Н.: А это беда, если соединяются один супруг верующий, а другой к вере равнодушный; или же люди разного вероисповедования. Церковь никогда не приветствовала такие союзы из-за их заведомой непрочности и даже духовной опасности. Ведь если один из них свое будущее бытие видит в Небесном Царстве, а другой – нет, то неизбежно возникает масса вопросов и непреодолимых сложностей. До времени, пока они не станут единоверцами.
Так же, когда в одну семью (в «одну плоть») соединяются люди разного духа, даже будучи далекими от Церкви, то ничего доброго ожидать не приходится. Особенно если жена имеет некоторый потенциал духовности и соответствующее стремление и интересы, а дух у мужа иной, и тянет его большей частью к «желудочно-кишечным» интересам - «ниже пояса»… И он, будучи по своей природе сильнее, «задавит» дух жены. И тогда – либо разрыв семьи, либо жена будет обречена «обслуживать» его интересы и потребности.
Если к тому же она не воцерковлена, то проживет «мимо» Церкви, а также Небесного Царства, если Господь не пошлет какие-то испытания и потрясения для их вразумления. Такой жене трудно в особенности, поскольку на нее одновременно будут действовать два противоположных духа – свой и мужа. Эта духовная биполярность будет «ломать» и «корежить» ее душу, что отразится как на психике и нервах, так и на теле в виде болезней… Вот в таком браке, как слепцы, в сопровождении постоянных ссор, недоразумений и непониманий пройдет жизнь. И где они будут?! Так что проблема единодушия и единоверия в браке - важнейшая.
А.: Согласен, что к вопросу выбора в супружестве следует подходить тщательно и ответственно. Но эта проблема также имеет место и при создании всякой семьи, не обязательно религиозной. Есть ли особенности христианского подхода в этом деле?
О.Н.: К сожалению, нами сегодня практически утеряна традиция мудрой системы взаимного выбора (либо – подбора) супругов. Как и при светском подходе, в создании семьи нужно «включать» здравомыслие и разумный рационализм. Ну, о значении таких факторов как «курит», «пьет», «гуляка», «наркоманит» и подобные и говорить не стоит, тем более, что ранее мы с тобой уже немного останавливались на таких моментах внешнего поведения, свидетельствующих о внутреннем мире человека. Разумеется, существенную роль играет «материальный» фактор, то есть, может ли будущий супруг содержать жену и детей и каковы его планы и ответственность в этом отношении.
Очень важно посоветоваться с опытными, авторитетными людьми – это правильно делать в любом деле, тем более в таком ответственном. Конечно же, важно участие и мнение родителей. В общем, обыкновенный разумный подход. Однако есть, конечно, особенности христианского взгляда на выбор супруга, и он существенно глубже и продуктивнее, поскольку включает очень важные механизмы, которые неведомы человеку нерелигиозного мировоззрения.
Во-первых, это стремление узнать Божию волю о предполагаемом брачном союзе, для чего многие стараются получить совет духоносного старца. Разумеется, далеко не все смогут воспользоваться этим духовным «инструментом» по причине очень небольшого числа таких людей в наше время. Но в то же время, имеется вполне реальная возможность совета с духовным отцом или опытными священниками, особенно с теми, которые знают молодых людей длительное время.
В любом случае для того чтобы открылась, или проявилась воля Бога, люди, желающие ей подчиниться, должны искренне к Нему обращаться. А это значит - соблюсти еще одно правило: не торопиться с принятием решения и молиться о вразумлении. Надо самому спокойно и настойчиво просить решения у Бога. И при молитве стараться внимательно и честно смотреть на сердце, нет ли какого смущения. И если такие признаки появляются, то не торопиться, а стараться прояснить свое желание в максимальной степени, чтобы «дыхание» души не «перекрывалось» смущающими сомнениями. Обращение к Богу открытого искреннего сердца никогда не останется без ответа – многократно проверено.
А.: Скажу тебе, что такой «ребус» (а еще с учетом важности добрачного целомудрия) смутит подавляющее большинство из моих знакомых, которые назовут это и «ханжеством», и старомодными глупостями. Сейчас доминируют подходы более «легкие» и «позитивные»: мол, ну и что, если разведутся – потом еще себе пару найдут.
О.Н.: Сегодня у нас семейственность в катастрофическом состоянии, и это результат беспечной и безответственной «легкости» и «веселости». Христианское отношение к семье отличается разумной ответственностью, которую один православный писатель так описал: «Надо обречь себя в этом случае на усердную молитву и отдать ей все силы, не жалея себя: дело идет о судьбе для всей жизни, которая дается человеку лишь один раз. …. Есть дела, в которых не может, не должно быть ошибки, и среди таких на первом месте стоит выбор супруга».
Разумеется, такая мысль может показаться слишком «тяжеловесной». Но в том-то и дело, что ответственность должна быть именно «разумной», то есть, не «угрюмой», не вызывающей страхов, неуверенностей и «комплексов» (ведь Господь все равно видит наши старания и непременно ответит), но радостной и спокойной. Здесь важно ориентироваться на этот принципиальный подход.
А.: А если все же молодые люди пока не знают дороги в Церковь, то что в выборе спутника еще может быть для них полезным иметь в виду?
О.Н.: Тема супружества и семьи очень обширная и по своей сути весьма «индивидуализированная». Так что советы здесь продуктивными бывают нечасто. Более уместным бывает обозначить некоторые «правила», исходящие из личного опыта, и то с оговорками. Допустим, с самого начала юноша и девушка должны определить априори свое взаимное отношение к аборту; расхождение в этом вопросе обозначит существенное отличие менталитетов и моральных позиций.
И вообще, девушка сразу должна смотреть на парня через призму практического вопроса: «вижу ли я в нем отца моих детей?», в то же время, юноше под таким же «прицелом» следует смотреть на предмет своего внимания: «хочу ли я видеть ее в качестве матери моих детей и жены, хлопочущей по дому?». То есть, знакомиться сразу с точным и откровенным прицелом – на семью, без «погулять» или «проводить время» и прочего. Такая психологическая позиция сразу же многое проясняет и существенно «экономит» и время, и нервы, и усилия, а также значительно увеличивает «точность попадания» в выборе, «отсеивая» заведомо неподходящие «варианты», какими бы они привлекательными на фоне «гормональных волнений» ни казались. Да уж, тут целая «наука» и «стратегия».
А.: Но вот, допустим, что юноша и девушка полюбили друг друга, и как распознать – душевное ли это притяжение или же телесное влечение?
О.Н.: Один архиерей на подобный вопрос дал такое пояснение: «Предположим, что человек, которого ты любишь, попал в аварию и окажется после этого ограниченным в возможностях, в том числе и в интимных отношениях. Нужно здесь дать себе честный ответ: останешься ли ты с ним в таком случае? Подлинная любовь предполагает ответ утвердительный».
А.: И как же в нынешнее сумасшедшее время нашему молодому поколению с их «цивилизованной продвинутостью» постигать правильные семейные премудрости?
О.Н.: К сожалению, это вопрос риторический. Более того, сегодня массовое сознание заражено именно «вирусом» антисемейственности, то есть антихристианскими, а также просто невежественными, брутальными «правилами» и «традициями» семейной жизни. И главным источником этих разрушительных тенденций являются масс-медиа. За примером ходить далеко не нужно. Нынешнее телевидение посредством созданной им «сериальной» субкультуры (которая неизмеримо сильнее влияет на умы наших соотечественников, чем культура как таковая) открыто и агрессивно «впечатывает» на протяжении многих лет в сознание народа поведенческие стереотипы, которые побуждают к хаосу и разрушению семейных отношений. Ведь к «смотрению» этих бесчисленных сериалов уже приучены и «привязаны» миллионы зазомбированных соотечественников!
Оккупировавшие массовое сознание хозяева телеканалов кто вольно, кто невольно ежедневно совершают «торпедные атаки» на главные устои народа и государственности, разрушая моральную и психологическую ткань народной жизни. Воочию наблюдаем процесс трансформации народа в обессиленную, деградирующую массу, сокращающуюся и численно, и сущностно.
И это все ради того, чтобы соблюсти коммерческие интересы небольшой кучки людей, цинично обогащающихся за счет эрозии и разрушения не только семьи, но, в конечном итоге, вообще нас как народа. Да, они совершают преступление перед народом, и за свои деяния неизбежно будут наказаны. Но, пожалуй, не следует в скором времени ждать радикальных перемен в информационном пространстве. В то же время, не так все и безнадежно: нужно организовывать оборону самим и сейчас. Тем более, не будем забывать, что все это происходит неспроста, но по попущению Божьему, и в том вина наша немалая, ибо «Мы сегодня живем так, как и кому вчера молились».
В этих условиях человека спасти могут лишь правильные, разумные внутренние религиозные установки, то есть подлинное, а не «театральное» христианское мировоззрение и соответствующие действия и поведение. Это означает – защищать: и себя, и жену, и детей, и близких – всю семью.
А.: То есть?
О.Н.: Что это за средства? – Православие, православная Церковь, Святое Причастие, исповедь, регулярные богослужения, молитва, поддерживание связи с близкими к вам священниками, общение с людьми разумного, мыслящего круга; заслон (как внутренний, так и внешний) по отношению к негативным влияниям на наших детей, воспитание у них правильных жизненных установок, приобщение к высокой культуре. В общем, сегодня весь арсенал доступных средств имеется в распоряжении разумного человека.
Но самое мощное и главное из них - это православное мировоззрение. Оно как мощный и непробиваемый щит, укрывает человека от разрушительного воздействия лукавого духа, отражает губительные стрелы страстей своим защитным покровом. Это твердая основа психологического состояния личности. Как сказал один мой знакомый: «Вам, православным, хорошо: всегда, при всех обстоятельствах и в любой ситуации, есть, к Кому обратиться. Это не то, что нам – неверующим».