Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД

2tl
pix

Как хлеб становится святыней

300
2tr
     
p

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

ВВЕДЕНИЕ

В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), – некогда сказал Бог Адаму.
Господь Иисус Христос, называя Себя «хлебом жизни» (Ин. 6, 35), говорил, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие естьТело Мое» (Мф. 26, 26).
Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь – Единую при множественности ее членов.

ЦЕРКОВНЫЕ ВЕЩИ СВЯТЫ

О вещах, при молитвах в церкви употребляемых, и вообще о всех утварях церковных, Симеон, епископ Солунский, так рассуждает: «В вещах церкви благодать Божия приходит и, пришедши, пребывает: когда мы молимся, она действует по благоволению Отца и милости Сына, Который воплотился нас ради и возродил нас сошествием и щедротами нераздельного с Ним Св. Духа. И это мы видим ясно, потому что в храмах совершаются Божественные силы и чудеса, бывают явления Ангелов и знамения святых, исполняются прошения и даруются исцеления. Потому-то в храме, где призывается имя истинного Бога, все свято, и Он Своею Божественною благодатию действует, врачует и спасает всех».

ПРООБРАЗОВАНИЕ НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ В ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВЕННИКАХ

Человек, прежде нежели чрез Моисея получил от Бога закон, воздвигал храмы и жертвенники и на них приносил жертву Богу, и эти жертвенники были святы. При Адаме Авель создал жертвенник: и хотя этот жертвенник был устроен из вещества, но был свят; и принесениые на нем в жертву Богу дары, хотя и состояли из закалаемых животных, также были святы, потому что посвящены были Богу, и призре Бог на Авеля и на дары его (Быт. 4, 4).
Самый высокий и многознаменательный жертвенник устроил Моисей; это скиния, которая была образом храма и которая лучше, нежели прежние жертвенники, прообразовала все вещи и таинства новой благодати: Симеон Солунский говорит: «Все, что устроил Моисей внутри скинии, а особенно ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось святая святых. Посему, если кто-либо, кроме посвященных дерзал прикоснуться к этим вещам, погибал и умирал: так Оза, иже простре руку свою, да поддержит кивот… умре ту пред Богом (1 Пар. 13, 9-10). Были в скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие хлеб живой и небесный, т.е. два естества, Божеское и человеческое».
В подражание этому и в христианских храмах хлебы, или просфоры, делаются двухчастные и двумя своими частями ясно означают Божество и человечество Иисуса Христа.

ПРОСФОРА

Просфора («приношение», греч.) – это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением соли и святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Она состоит из двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением креста с прибавлением слов по его сторонам, означающих победу Христову:
IC. ХР. = Иисус Христос,
HI. КА. = Победитель (побеждает).
Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор.
Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.
Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов земной и Небесной Церкви; эти частицы а конце литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры раздаются тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

В ПРОСФОРЕ ХЛЕБ КВАСНЫЙ

Симеон Солунский о хлебе квасном так рассуждает: «Хлеб квасный есть хлеб как бы одушевленный через закваску и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие совершенно: нас ради восприняло плоть нашу; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душею восприяло человечество: было и совершенным Богом, и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего». В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, то есть мука, вода и соль, вместе смешанные и испеченные огнем. «В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода – крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: «Вы есте соль земли». Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством».

ЛИТУРГИЯ СОДЕРЖИТ ВСЕ ТАИНСТВА ВО ЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ХРИСТОВА

Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения. Это святое Таинство установил Господь Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученйкам Своим, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: пийте от нее вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Церковь рассудила служить литургию таким образом, чтобы она содержала в себе все таинства вочеловечения Сына Божия и все дела Его, которые Он сотворил и явил для нас от начала до конца земной жизни, то есть от рождества Своего до Вознесения, седения одесную Бога Отца и ниспослания Духа Святого на учеников Своих и апостолов.

О ПРОСКОМИДИИ

Литургия разделяется на три главные части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Слово проскомидия значит принесение. Первая часть литургии называется так от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине и хлеб стал называться просфорою, что значит приношение. Проскомидия есть предварительное приготовление хлеба и вина к священнодействию Таинства.

ПРОСКОМИДИЯ НАЧИНАЕТСЯ ВОСПОМИНАНИЕМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Проскомидия, то есть принесение, начинается воспоминанием рождества Христова. Сначала и еще да литургии приносят в церковь просфору, которая тогда означает Деву Марию, когда родители привели Ее в храм Господень и священник, подражая пророку Захарии, полагает просфору во святая святых или в сосудохранительницу, или в другое какое-нибудь место, дабы она была готова для проскомидии. Тогда эта просфора означает лета, которые Дева провела в храме. Потом, взявши ее из сосудохранительницы, иерей переносит в предложение (на жертвенник), знаменуя этим жизнь, которую Богородица провела с Иосифом в Вифлееме, куда Она пришла записаться, и где, быв непраздна и не имея, по множеству стекшегося со всех сторон народа, странноприимного места, родила Иисуса Христа в вертепе (почему просфора и имеет на себе изображение имени Иисуса Христа).
Вертеп этот и означается чрез жертвенник, постановленный под северным полукружием алтаря. Дева Мария положила рожденное Отроча в яслях, которые изображаются дискосом; покровы же означают пелены, о коих говорит Лука: яко повит Его, и положи Его в яслех; звездица же знаменует ту звезду, которая явилась волхвам; кадильница и фимиам, в нее влагаемый, – дары, от волхвов принесенные: злато, ливан и смирну. Сверх сего при совершении той же проскомидии после первого и начального приношения хлеба и вина изображаются начало жизни Христовой и обращение Его между людьми. Св. Герман, патриарх Константинопольский, пишет: «Так божественный хлеб остается в предложении, как в Вифлееме, где родился Христос, а вместе как бы в Назарете; сверх того, предложение может служить образом жития Его и в Капернауме».

АГНЕЦ СВ. ЧЕТВЕРОУГОЛЕН

Печать на просфоре должна быть четвероугольная, ибо из средины этой просфоры всегда вынимается часть четвероугольная. Четвероугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображают Божество и человечество Христа Сына Божия. Если бы эта печать и самая часть хлеба были кругловидны, то они означали бы одну вечность, т. е. безначальность и бесконечность Божества. Но так как безначальный и бесконечный Сын Божий воплотился и показал Себя Богом, Который для нас пришел, воплотился, истинно страдал, был во образе Божием и во образе человеческом, то и необходимо, чтобы и печать, и самый хлеб означали и Божество и человечество, дабы не думали некоторые еретики, что человечество в Иисусе Христе уничтожилось и что Он остался только Богом (ибо некоторые признают одно только Божество во Христе). Но не так было и не так научены мы веровать. Иисус Христос совершен в каждом естестве: Его Божество совершенно соединилось с человечеством. По сей причине и хлеб должен быть четвероугольным, но не круглым и бесквасным. Ибо так как Иисус Христос совершен, то сделался совершенным человеком: принял душу и тело человеческое, состоящее из четырех стихий. И как весь мир четверочастен, так и Самое Слово Христос, Творец мира, принял плоть, состоящую из четырех стихий; и как воплотившееся Слово освятило все концы мира, все небесное и земное, так это и изображается Его крестом, на котором Он пригвоздился, умер и исправил нас и весь мир.

СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ

Облачившись в священные одежды и прочитав предварительные молитвы, иерей, взяв один из принесенных хлебов, знаменует его копием крестовидно, изображая этим спасительную страсть Христа и воспоминает Его страдания и трижды говорит: в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, показывая прежде всего, что он совершает сие по заповеди Иисуса Христа.
Приготовляя вещество для Таинства, священник воспоминает некоторые пророчества и прообразования, а частию и самые события, относящиеся к рождеству и крестной смерти Иисуса Христа.
После благословения агничной просфоры иерей полагает ее на блюдце и начинает вырезать Агнец.
Священник надрезает правую сторону просфоры (т.е. где буквы ІС и HI), произнося: Яко овча на заколение ведеся, левую сторону просфоры (где буквы ХС и КА), произнося: И яко ягнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст своих, надрезает верхнюю сторону (где слова ІС ХС), произнося: Во смирении Его суд Его взятся, нижнюю сторону (где слова НІ КА), произнося: Род же Его кто исповесть. Надрезая просфору с нижней ее стороны; священник вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырех внешних ее сторон, произнося: Яко вземлется от земли живот Его. Священник обычно старается изъять Агнец так, чтобы стенки просфоры по изъятии не распадались, а образовывали собою ковчежец.

СВ. АГНЕЦ ПОЛАГАЕТСЯ НАВЗНИЧЬ И НА НИЖНЕЙ СТОРОНЕ КРЕСТОВИДНО РАССЕКАЕТСЯ

Потом священник полагает Агнец на дискосе печатию вниз.
Хлеб носит имя и название Христа как Агнца закалаемого; поэтому, чтобы совершить на этом хлебе закалание, верхняя его сторона, с изображением креста, обращается вниз, а нижняя вверх, – хлеб полагается навзничь, или как бы гортанию вверх. Хлеб, таким образом положенный на дискос, как агнец, лежащий вверх гортанию, ждет заклания.
Диакон: Пожри, Владыко.
Чтобы закалаемая жертва, как для сего и приготовленная, образовала Христа как Агнца, принесенного на кресте в жертву за грехи человеческие, на это священнику тайно и указывает диакон словами: пожри, владыко. Иерей же над нижнею стороною хлеба, обращенного вверх, делает копием знак креста и потом крестообразно рассекает эту сторону, говоря: жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение. Чрез такое крестообразное рассечение хлеб приготовляется к будущему раздроблению, совершается воспоминание жертвы, совершившейся на кресте, и освящается самый хлеб. Сказав эти слова, священник полагает Агнец на дискосе печатию вверх, на верхней части дискоса.

СВ. АГНЕЦ ПРОБОДАЕТСЯ В ДЕСНОЙ СТРАНЕ

Диакон: Прободи, Владыко.
После того как священник в нижней части хлеба, положенной вверх, совершил заклание Иисуса, как агнца в гортань (ибо так закалается агнец), теперь он ту же сторону, как бы гортань, опять обращает вниз, ибо агнец обыкновенно ходит не навзничъ, или вверх лицем, но вниз. Страну же, имущую крест, сказано, обращает горе, или вверх, и потом с правой стороны прободает Его ребра.
Священник прободает копием правую сторону Агнца (слева от священника) и говорит: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельства и нстинно есть свидетельство его.
Таким образом на Себе Христос держит крест, ибо он изображен на печати хлеба, и ходит, как агнец незлобивый. Это есть тот хлеб, который, предвидя, Иеремия сказал: приидите, и вложим древо в хлеб его и истребим его от земли живых (Иер. 11, 19).

КОПИЕ

Копием называется нож, употребляемый для разделения частей в просфоре. В настоящем жертвоприношении оно представляет то копие, которым воин прободал ребро Господне. Св. Герман говорит: «Вместо копия, которым сотник Лонгин прободал на кресте Христа – это копие».

ВИНО СОЕДИНЯЕТСЯ С ВОДОЮ

По прободении хлеба в правую сторону, священник наполняет чашу вином, соединенным с водою, и этим показывает, что по прободении на кресте Христа из ребра Его абие изыде кровь и вода. И таким образом священник исполняет все то, что известно о сем священнодействии, т.е. страдании Христовом, – то словами объясняет это, то показывает на деле, дабы вся сия тайна была ясна и видима всеми. Он как бы говорит: гак Он пришел на страдание, так был заклан, так умерщвлен, так прободен в ребро, и так из прободенного ребра Его истекла кровь и вода. Чаша же, находящаяся при освящении сих даров, означает ту чашу, в которой Господь преподал ученикам на вечери святую кровь Свою, как выше было сказано, что настоящая чаша образует ту чашу, в которой Спаситель священнодействовал кровь Свою.

ЧАСТИ ПРОСФОР РАЗЛИЧНО РАСПОЛАГАЮТСЯ

Священник, вынув из первой просфоры превосходнейшую Христову жертву, полагает ее посреди дискоса. Потом из второй просфоры он вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает по правую сторону от Агнца; из третье – берет девять частиц, в честь святого пророка и крестителя Иоанна и прочих всех святых, и полагает их с левой; а наконец и из других двух просфор вынимает множество частиц за живых и умерших и располагает внизу Агнца. Чрез это и чрез эти действия на священной проскомидии мы видим Самого Иисуса и всю Его единую Церковь, Хлеб, лежащий посреди дискоса, означает истинный свет и жизнь вечную, освящаемую от Него и содержимую Им; частица по правую сторону – Матерь Иисусову, частицы же по левую – святых, а внизу – благочестивое собрание всех веровавших в Него. И это есть великое таинство. Здесь является Бог среди людей, Бог посреди богов, которые обожаются от Бога, по существу воплотившегося для них; это есть как бы будущее Царствие и житие в вечной жизни; как там, так и здесь Бог нами и зрится и приемлется. Частицу в честь Преблагословенной Девы святые отцы установили полагать по правую сторону Агнца, кажется, для того, чтобы все лики, собравшись пред Царем Небесным, поистине могли сказать: предста Царица одесную Тебе.

НА ПРОСКОМИДИИ ПОМИНАЮТСЯ СВЯТЫЕ

Третью просфору берет священник в честь всех святых. Святой Дионисий пишет: «По возложении на божественный жертвенник покланяемых Даров, чрез которые изображается и приемлется Христос, немедленно производится воспоминание святых, представляющее нераздельное, премирное и священное их единство с Богом». Симеон Солунский говорит: «Иерей, взяв крестовидно копием частицы из печати других просфор, воспоминает святых и полагает их с иной стороны Агнца, ибо этою священною жертвою соединились со Христом как Ангелы, так и святые люди, освятились в Нем сами и нас с Ним соединяют. И потому Иерей говорит: ихже молитвами посети ны, Боже. Однако частицы эти не прелагаются в тело Владычне или в тела святых, но только суть дары, приношения и жертвы, которые за имя их приносятся, как агнец Господу, и освящаются священнодействием таинства, единением и общением».

ЖИВЫЕ И УСОПШИЕ ВОСПОМИНАЮТСЯ

Таже прием четвертую просфору. О приношении прочих частиц, т.е. за живых и умерших, Симеон Солунский говорит: «Затем иерей приносит и прочие частицы, сначала за архиерея, как первого в священном чине, потом о всем священном чине, всенародно совершающем таинства, потом за верных царей, защищающих благочестие и спасение подданных, и наконец о христолюбивом народе и верных, православно скончавшихся. И частицы эти, вынутые как за живых, так и за умерших, полагает внизу священного хлеба как дары, принесенные от нас, смиренных, требующих умилостивления и ходатайства и ожидающих великой милости Божией».
После того как священник окончит изъятие частиц из пятой просфоры, он берет снова четвертую просфору и изымает из нее частицу за себя, произнося при этом: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.
Помянув себя и положив вынутую частицу к частицам заздравным на дискосе, священник при помощи грецкой губки собирает с краев дискоса все частицы Св. Хлеба, чтобы ни одна из них не выпала с дискоса.
После того, облагоухав фимиамом звездицу, он поставляет ёе над Агнцем; потом, облагоухав три покрова, один из них возлагает на дискос, другой – на потир, а третий, большой, называемый воздухом, простирает поверх обоих; наконец, троекратно покадив предложенные Дары, тоесть хлеб и вино, молит Господа благословитъ сии Дары и принять в пренебесный Свой жертвенник.
Хлеб, приготовленный для Таинства, называется Агнцем, потому что он представляет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно как в Ветхом Завете представлял Его Агнец Пасхальный, которого израильтяне по повеленню Божию закалали и ели в память избавления его от погибели в Египте.
Изъятием из первой просфоры части, называемой Агнцем, разрезанием и прободением его копием и вливанием в потир вина, соединенного с:водою, изображается не только рождение, но и страдание Иисуса Христа ибо Сын Божий для того и воплотился, дабы пострадать и умереть за спасение мира.
Жертвенник, на котором совершается проскомидия, знаменует Вифлеемский вертеп, где родился Иисус Христос, и гору Голгофу, на которой Он был распят, а дискос, на который возлагается Агнец, – ясли и гроб Его.
Звездица, поставляемая поверх Агнца, изображает ту чудесную звезду, которая некогда привела волхвов в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Покровы, которые возлагаются на Святые Дары, знаменуют пелены, которыми повит был Божественный Младенец (два малых покрова), а большой – плащаницу, которою обвито было тело умершего Спасителя.
Троекратное каждение предложенных Даров служит воспоминанием тех даров: злата, ливана и смирны, которые волхвами принесены были родившемуся Спасителю, и тех аромат и мира, которыми помазано было пречистое тело Его при погребении.
Священник, по возгласе диакона: О предложениых честных Дарех, Господу помолимся, читает молитву Предложения: Боже, Боже наш, Небесный Xлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя, и Благадетеля, благословяща н освящающа нас. Сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой Жертвенник.
Помянн, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже радн принесоша, и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.
Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Проскомидия заканчивается отпустом, произносимым от священника, и каждением алтаря и всего храма. Эго каждение совершается для обозначения таинственно разливающейся благодати Святого Духа. Каждение престола, жертвенника и икон совершается для выражения почтения и благоговения к ним; а каждение предстоящих для освящения их и в ознаменование молитв их.

КАК СВЯЩЕННИК СОВЕРШАЕТ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ И ВОЗНОСИТ СВЯТЫЕ ДАРЫ В ЖЕРТВУ БОГУ НА ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ

Патриарх Иеремия научает, что совершенное священнодействие Христово не совершается окончательно на жертвеннике. На жертвеннике изображается только то, как Иисус Христос зачался, родился, как Он собственною волею решился принести Себя Богу, здесь изображается одно намерение Духа или, так сказать, одно назначение и приготовление Спасителя к смерти и жертве. Мнение это патриарх доказывает тем, что настоящее действие не есть окончательное приношение Даров, но только одно отделение их от общих и людских снедей, чрез которое эти Дары предварительно посвящаются Богу и приготовляются к совершенному священнодействию. По сей причине самый тот хлеб на жертвеннике называется приношением и жертвою как представляющий образ Христа, а уже впоследствии он должен превратиться в Тело Его.

ПРОСКОМИДИЯ, ВЕЛИКИЙ ВХОД, ВОЗНОШЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ

На литургии проскомидия повторяется как бы трижды. Первое приношение, которое было на жертвеннике и пред началом литургии, несовершенно. Второе приношение происходит, когда Святые Дары переносятся с жертвенника (на Великом входе) и полагаются на божественной трапезе (престоле) и чрез молитвы приготовляются к предложению. Третье приношение есть то, когда Св. Дары, уже совершенные, приносятся Отцу не как хлеб и вино, но как истинное Тело и Кровь Христовы.
В первом приношении иерей молится благословить принесенные Богу хлеб и вино, которые с этого времени не должны идти ни для какого общего и обыкновенного употребления. Во втором иерей молится, дабы Бог удостоил его приносить Ему дары же и жертвы духовныя. А в третьем с дерзновением говорит: Твоя от Твоих Тебе приносим. Ибо ни одно приношение не может быть так совершенно и угодно Богу, как сии Святые Дары.

СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА

Священник совершает Таинство Причащения так, как установлено оно Иисусом Христом; он произносит те же слова, которые изрек сам Спаситель: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета... Потом, воспомянув спасительную Его заповедь: сие творите в Мое воспоминание, – священник возносит от лица верных в жертву Богу Отцу Святые Дары, возглашая: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Тем самым говоря, что Твои Дары – хлеб и вино, из числа Твоих же творений, Твоим Единородным Сыном избранные и нам заповеданные, мы приносим Тебе в жертву за спасение всех людей и за все Твои благодеяния. Лик же начинает петь сей стих: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. Во время пения этого стиха, священник, воздев руки горе, трижды призывает Святого Духа как на всех людей, так и на предлежащие Дары. Потом, произнося тайнодейственные слова, благословляет крестным знамением сперва хлеб на дискосе, а после вино в потире, и наконец оба, как составляющие единое Таинство. Таким образом, при воспоминании слов, на Тайной Вечери произнесенных Спасителем, при молитвенном призывании Святого Духа и таинственном благословении, освящаются предложенные Дары. Тогда совершается величайшее чудо всемогущей любви Божией – Сам Святой Дух сходит с небес и прелагает хлеб и вино в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову. «Во время освящения Даров, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – Ангелы предстоят священнику, я весь чин Небесных Сил к восклицаниям стекается; и все место окрест алтаря наполняется Ангельскими лицами в честь Возлежащего на трапезе». В это время звоном колокола побуждаются предстоящие в храме к усерднейшему молению, и отсутствующим дается извещение, чтобы каждый на несколько минут оставил свои занятия и присоединил свою молитву к молитвам Святой Церкви».

ДАРЬІ СВ. ОСВЯІЦАЮТСЯ С МОЛЕНИЕМ И ПОКЛОНЕНИЕМ

Просим и молим и мили ся деем. Мили ся деем означает здесь: рабски покланяемся и повергаемся телом. Симеон Солунский пишет: «Поелику в сем таинстве чрез посредство иерея Сам Христос действует вместе со Отцем и Духом, Сам есть и приносящий и приносимый, священнодействующий и священнодействуемый, приемлющий и раздаваемый, то основание этого священнодействия составляют слова Господни, а совершается оно чрез молитвы священнические. А потому не Человек совершает его, потому что иерей есть человек, но Христос во Святом Духе, чрез священство иереев. И как Бог однажды только сказал: да прорастит земля, и слово Его действует доселе, и земля непрестанно произращает; и однажды только – да будет свет, и свет всегда светит, так и здесь слова Христовы: сие творите в Мое воспоминание непрестанно действуют чрез посредство иерея. Посему и слова, произносимые священником: сотвори хлеб сей Тела Христово, имеют действие чрез священников. Итак, здесь не виды, но истинное Тело и Кровь Христовы, потому что Он Сам здесь действует, как сказано, чрез иереев, и Сам Он предал, чтобы Тело и Кровь Его священнодействовались молитвами. Ибо Он, как писано, взяв хлеб, воззрел на небо и, воздав благодарение Отцу, преломи и даде учеником Своим глаголя: приимите, ядите и пийте от нея и проч. И так и Сам Он молитвами священнодействовал сие таинство, хотя, как Всемогущий Бог, не имел нужды в молитве. Так и ныне оно совершается чрез молитвы священнические. Так поступали, как видно, и апостолы, которые, собираясь вместе, благодарили Бога и преломляли хлеб, то же нам предали и святые отцы Василий Великий и Иоанн Златоуст».

СВ. ДАРЫ ОСВЯЩАЮТСЯ СОДЕЙСТВИЕМ СВ. ДУХА

Ниспосли Духа Твоего Святаго. Что Святые Дары непосредственно освящаются силою и содействием Святого Духа, это утверждает св. Герман: «Иерей умоляет Отца совершить таинство Сына Его, да преложится сей самый хлеб и сие самое вино в Тело и Кровь Христа и Бога. Вслед за сим Святый Дух, невидимо присутствующий здесь по благоволению Отца и хотению Сына, являет Божественную силу и рукою иерея запечатлевает, прелагает и совершает предложенные Святые Дары в Тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

ЧРЕЗ ЗНАМЕНИЕ КРЕСТА

Знаменует трижды Святые Дары. Священник, по примеру Христову, пред освящением Святых Даров благословляет оные, ибо Христос, взяв хлеб, благословил его и переломил.

ПРЕСТОЛ ЕСТЬ ГОРНИЦА СИОНСКАЯ

С самого того времени, как началось освящение Св. Даров, даже до времени Причащения, святая трапеза или престол означает горницу, где Христос совершил Тайную Вечерю. Св. Герман говорит: «Когда Святые Дары поставятся на святую трапезу, Тогда она означает горницу».

СВ. ДАРЫ ОСВЯЩАЮТСЯ СОВЕРШЕННО

И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего: а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Этими словами освящаются и пресуществляются Св. Дары, делаются совершенно таинственными и суть уже не хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо, хотя и прежде произносились Слова Христовы: приимите, ядите и пийте от нея вси, но они произносились повествовательно, чтобы указать нам на то, что соделал Спаситель, и способствуют к преложению Даров. Но уже после молитвы и благословения иерея Дары действием Св. Духа прелагаются в истинное Тело и Кровь Владыки. Василий Великий в своей литургии пред сим освящением написал: «И предложше вместообразная святого Тела Твоего, Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости, приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия Дары сия, благословити я, и освятити и показати».
Следовательно, немного прежде Св. Дары назывались вместообразными, но по освящении называются и почитаются Телом Господним и Кровию Христовою; Св. Дамаскин пишет: «Если некоторые и назвали хлеб, и вино вместообразными Тела и Крови Господни, как сказал богоносный Василий, но так они названы не по освящении. Это имя дано просфорам, или приношению прежде освящения». Яснее это действие описывает блаженный Нил, первый ученик св. Иоанна Златоустого в послании своем к Филиппу Схоластику: «Касательно Божественных Таин знай, что прежде молитвы иерея и сошествия Св. Духа они бывают простым хлебом и обыкновенным вином. После же страшных призываний и сошествия животворящего, поклоняемого и благого Духа, веруем и исповедуем хлеб и вино, положенные на святую трапезу, уже не простыми, но Телом и честною Кровию Христа Бога всяческих». Ибо ежели бы хлеб и вино преложились в Тело и Кровь Христову прежде призывания и действия Св. Духа, то для чего бы теперь и молиться о сотворении хлеба честного самым Телом, и вина, еже в чаши, честною Кровию Христа Его и о преложении оных. Преложение есть не что иное, как превращение одного существа в другое, одной вещи в другую, как некогда Бог преложил для египтян воду в кровь, жезл Моисеев в змия и в Кане на браке воду в вино, подобно тому и здесь хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, и не во что-либо другое. Посему ясно, что слова: приимите, ядите и пийте – не совершают сего таинства без сошествия св. Дождя, т. е. без присутствия Святого Духа и без осенения знамением честного креста, подобно тому, как земля без дождя не дает никакого плода. Но здесь все вместе, то есть и повествование о совершении таинства Самим Христом, и слова, сказанные Им на Тайной Вечери, и молитва иерея с знамением креста совершают таинство действием Святого Духа

ОДИН СВ. АГНЕЦ ВОЗНОСИТСЯ

В литургиях Иакова, Василия и Златоустаго во время причащения священнослужителей священник возносит одно только Тело Господне, а не прочие части, принесенные в память и честь всех святых. Вознесением или приподнятием одного священного Хлеба означается, что Христос один есть Царь и Господь. Св. Герман пишет: «Когда возвышается один божественный Хлеб, этим означается, что один есть Царь и Господь и что это Глава, по апостолу. Прочие же честные дары суть члены Христовы, то есть честного Тела Христа Бога нашего. Ибо Он один, в Котором нам является Божество и животворная страсть пожершегося за жизнь мира. Посему возносится один божественный Хлеб и, как агнец, приносится в жертву. Другие же священные дары не прободаются копием крестовидно, но как член и части тела разделяются и закалаются». Возношение делает священник, поднимая немного от дискоса Хлеб Святый и чрез это показывая поднятие Христа на крест для распятия. Симеон Солунский пишет: «Возвышением Хлеба означается возвышение Иисуса на крест, а потому тут же находится и чаша, заключающая в себе кровь и воду, истекшие из святого ребра Его». И далее он же пишет: «Возвышение живоносного Хлеба образует самое за нас распятие Иисуса и то, что Он Сам пришел к нам, дабы преподать Себя нам».

АГНЕЦ СВЯТЫЙ РАЗДРОБЛЯЕТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ

Христос на Таинственной Вечери преломил хлеб, под видом которого предложил Тело Свое» в страдании ломимое, или раздробляемое, то есть предаваемое жестоким мукам и мучительной смерти; посему и Церковь, подражая Его действию и воспоминая сие самое страдание Его, установила также преломлять или раздроблять на части освященный Хлеб. Поэтому священник раздробляет Хлеб на четыре части, чтобы эти же четыре части, по разложении их, представляли образ креста. Симеон Солунский говорит: «Священник разделяет Хлеб на четыре части и полагает их крестообразно, и в этом видит распятого Иисуса. Ибо не может быть выше зрелища, как зрелище высочайшего Бога в виде такого смирения». Св. Герман говорит: «Хотя и разделяется, но остается нераздельным и нераздробляемым и весь обретается в каждой отдельно взятой части; ибо хотя чрез смерть и подпадал Он тлению, но во аде плоть Его не видела истления». Следоватепьно, хотя кто причащается малейшей частицы из того Хлеба, то он причащается всего Тела Христова и всей Крови Христовой. В этом смысле и священник при самом раздроблении святого Агнца произносит: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый, но не разделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающияся освящаяй».

ОБ ОДНОМ ИЗ БРАТИЙ МОНАСТЬІРЯ ХУЗИВА И О СИЛЕ СЛОВ СВ. ВОЗНОШЕНИЯ

(Блаженный Иоанн Мосх. Из книги «Луг духовный»)

Авва Григорий, из схолариев (императорских телохранителей), рассказал нам следующее: в монастыре Хузив был один брат, хорошо знавший чин св. возношения. Однажды он был послан за хлебами для литургии. На обратном пути в монастырь он совершил над ними молитвы возношения по чиноположению. А затем диаконы эти самые хлебы на дискосе возложили на св. престол. Св. возношение должен был совершатъ авва Иоанн по прозванию Хозевит, бывший тогда пресвитером, а потом епископом Кесарии Палестинской. И вот он не замечает, чтобы Дух Святый освятил их, как замечал это прежде. Сильно опечалился старец при мысли, не оскорбил ли он каким-либо грехом Св. Духа, Который и отступил от него. Придя в диаконикон, он залился слезами и пал на лице свое. И явился ему Ангел Господень, возвещая, что с той поры, как брат, принесший эти хлебы, на пути произнес над ними слова св. возношения, они уже освящены и вполне уготованы. И с того времени старец установил правило, чтобы никто из нерукоположенных не заучивал слов св. возношения, – тем более не произносил их как случится, не разбирая времени и вне освященного места
Это вовсе не означает того, чтобы миряне могли совершать таинство св. Евхаристии. Знамение, о котором говорится здесь, должно вразумить верующих особенному благоговению к великому Таинству и показать, что даже простое произнесение слов при совершении св. Евхаристии не должно иметь места иначе, как при правильном совершении св. Евхаристии епископом или пресвитером.

РАЗЛИЧИЕ ПРИЧАЩЕНИЯ ВНУТРИ И ВНЕ АЛТАРЯ

Почему посвященные в алтаре сначала принимают Тело Христово, потом отдельно пьют Кровь Христову из чаши, а не в одно время причащаются и Тела и Крови, как миряне вне алтаря, св. Герман объясняет так: «Когда иерей причащается божественного Агнца без Крови, а потом и божественной Крови, то этим показывает, что божественный Агнец окровавлен еще от божественного и живоносного заклания и мысленного жертвоприношения, которое таинственно совершено иереем на жертвеннике». Другие то же самое объясняют иным способом: «Христос преподал ученикам Своим в горнице сперва Тело Свое под видом хлеба отдельно, и потом отдельно же Кровь под видом вина, а потом показал на кресте народу вместе и Тело, и изливающуюся из Него Кровь Свою. Посему священники, приемлющие в алтаре отдельно Тело Христово и отдельно причащающиеся Крови из чаши, представляют учеников Христовых, так приявших оные и причастившихся, а миряне, причащающиеся вне царских врат Тела и Крови вместе, означают Тело, обагренное Кровию на кресте».

ОСВЯЩЕННЫЕ ДАРЫ, ЯВЛЯЕМЫЕ НАРОДУ, ОЗНАЧАЮТ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Со страхом Божиим и верою приступите. В это время Святые Дары показываются народу и чрез то означается, что воистину Иисус Христос воскрес нз мертвых и явился апостолам, а чрез них и всему миру. Веруя сему воскресению Его, народ поет пророческий стих, ныне самым делом исполнившийся: благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.

ЛЖИЦА ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ

Стоя на возвышении, или на солее, священник для каждого изъемлет из чаши частицу Святого Тела, напоенную Кровию, и причащает ею. При этом причащении употребление лжицы установил святой Иоанн Златоустый. До него в церкви мужчинам подавали части Св. Тела Христова в руки, а женщинам – в чистые платки; но следующий случай послужил св. Златоусту повод к отмене этого обычая. Одна женщина, приняв в церкви из рук Златоуста, часть Тела Христова, отнесла ее в дом свой и смешала с каким-то чарованием для волхвования. Узнав об этом, св. Златоуст по всем церквам заповедал, чтобы не давать в руки частиц Тела Христова, но давать в уста верных лжицею, вместе с божественною, под видом вина, Кровию.

ВЛОЖЕНИЕ В СВ. ЧАШУ ЧАСТИЦ, ИЗЪЯТЫХ ИЗ ПРОСФОР

После причащения мирян диакон или священник влагает в Св. Чашу те частицы, которые были изъяты о Пресвятой Богородице, о святых, о живых и мертвых, частицы, вынутые «о здравии и упокоении», в продолжение всей литургии как бы представляют собою тех, за кого изъяты. Они не получают таинственного освящения, одинакового со Агнцем, а потому не имеют силы бескровной жертвы и не предназначены для причащения, однако освящаются от самой близости своего положения к Агнцу. В конце же литургии, по святом Причащении, диакон или священник влагает их в потир для напоения их Кровию Христовою и произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих». Таким образом, частицы эти сами исполняются великим благодатным освящением, которое сообщается людям, чьи имена поминались.

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО НА ЛИТУРГИИ ИЗОБРАЖАЕТСЯ

Вознесыйся на небеса, Боже. Перенесением дискоса и Тела Христова и Крови в чаше со святой трапезы на предложение (жертвенник) в конце литургии изображается Господне Вознесение от земли на небо. Тогда святая и священная трапеза, то есть святой престол, имеет значение горы Елеонской, откуда Христос вознесся, а предложение означает как бы седение Иисуса Христа одесную Отца на небесах. Св. Герман говорит: «Поставление Святых Даров на святую трапезу означает постланную горницу; после того она изображает вознесение на крест, потом гроб и, наконец, Вознесение». И в другом месте: «Отнесение оставшихся божественных останков (Св. Даров) знаменует Вознесение Господа нашего»

КАЖДЕНИЕ ПРЕД ПЕРЕНЕСЕНИЕМ ДАРОВ

Последнее каждение, бывающее при сем действии, по словам того же св. Германа, означает благодать Святого Духа, дарованную апостолам по воскресении Христовом чрез дуновение.

НЕПРИЧАСТИВШИМСЯ ДАЕТСЯ АНТИДОР

Антидор (вместо дара, греч.) есть часть той просфоры, из которой взята была часть св. Агнца. Антидор дается, главным образом, тем, которые не приготовили себя к причащению. Симеон Солунский пишет: «Мы идем для принятия телесной пищи, ибо при чтении: Благословлю Господа, раздается антидор и бывает отпуст». «Архиерей образует, как мы сказали, Христа, Которого он приносил в жертву, причастился сам и преподал для причащения священникам. Но святыни необходимо причаститься и народу, и вот она-то незримо и преподается верным чрез молитву и страшное священнодействие. Но так как им, облеченным плотию, необходимо принять освящение в виде чего-нибудь чувственного, то это и делается чрез антидор. Это есть хлеб, освященный в предложении (на жертвеннике), из которого изъята средина и который освящен молитвами. Этот хлеб, назнаменованный копием и над которым произнесены божественные глаголы, преподается вместо страшных Таинств непричастившимся».

ПОТРЕБЛЕНИЕ СВ. ДАРОВ И ИСХОЖДЕНИЕ ВСЕХ ИЗ ЦЕРКВИ

По затворении царских дверей, священник, вшед во святый алтарь, снимает с себя священные одежды, а диакон потребляет оставшиеся Святые Дары. Этим означается, что после второго пришествия Господня будут радоваться не только совершенные и великие рабы Божии, но и малые и нищие получат спасение, преизобильно восприимут славу Божию и совершенно насытятся, по пророку: насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей (Пс. 16, 15)
И когда из церкви выходим, то предадим самих себя, всю жизнь нашу, все помышления наши и все наши дела Господу Богу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВСЕЙ СВЯЩЕННОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Святой Герман сказал: «Боговидец Моисей древле окроплял людей кровью козлов и тельцов, говоря: сия кровь завета Господня есть. Христос же и Бог дал Свое Тело и излиял Свою Кровь и растворил питие Нового Завета, говоря: сие есть Тело Мое, ломимое; и – Кровь Моя, изливаемая во оставление грехов, и потому елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, исповедуете смерть и возстание Мое. Итак, будем вкушать Хлеб и пить Кровь с этою мыслию, исповедуя смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки, аминь!»

ОБ АРТОСЕ

Артос (в переводе с греческого – «хлеб») – освященный хлеб, особая, больших размеров просфора с изображением на ней крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или с изображением Воскресения Христова.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день, по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Готовя трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом Жизни.
Совершается чин освящения артоса в первый день Святой Пасхи на Литургии, после заамвонной молитвы, причем в особой молитве священник, призывая на него Божие благословение, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим его. Полагают артос на солее, против Царских Врат, на специально приготовленном столе. Всю Светлую седмицу он пребывает в храме на аналое перед иконостасом, причем ежедневно на всем ее протяжении по окончании Литургии с артосом совершается торжественный крестный ход вокруг храма. И только в субботу после Литургии артос раздробляют и затем раздают верующим для вкушения его, подобно антидору или просфоре.
Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская снедь.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов – на средине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда перед пением стихир на стиховне.
Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика; кадит он и священника – предстоятеля, потом еще раз столик (хлебы). По окончании тропарей он возглашает: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.
Священник, благословляя хлебы, читает молитву: Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святой обители сей) и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь.
Священник перед словами «Сам благослови…» крестообразно осеняет вещества одним из хлебов, напоминая, что то же совершил Господь, взяв в Свои руки пять хлебов и насытив 5000 человек. При перечислении веществ священник указывает на них рукою, начертывая в воздухе знак креста. В молитве испрашивается благословение Божие на умножение предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них.

Молитва при вкушении просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

p
2bl

400
2br

Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД | НАВЕРХ