Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД

2tl
pix

Н.Е. Пестов.

Из кн. «Современная практика православного благочестия»

300
2tr
     
p

Глава 29 КАК ЧАСТО НАДО ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАЙН?

"Ты подверглась напасти, потому что уже
пять недель не причащалась Святых Тайн"
(Прп. Макарий Великий).

В 4-м прошении молитвы Господней "Отче наш" мы просим о ежедневном даровании нам "хлеба насущного".

По толкованию многих отцов Церкви, здесь следует скорее всего понимать не обычный хлеб и пищу, которые подает нам Бог в изобилии без нашего прошения (Мф. б, 31~32). Так св. Киприан пишет: "Хлебом нашим мы называем Христа, потому что Он есть Хлеб тех, которые вкушают Тело Его...
Хлеб же сей давать нам каждодневно просим мы, во храме пребывающие и Евхаристию каждодневно в снедь спасения приемлеющие, в том смысле, чтобы не превзошло какое тяжкое прегрешение, и нам не было воспрещено приобщаться сего Хлеба Небесного...

Поэтому-то мы и просим каждодневно давать нам Хлеб наш, т. е. Христа, чтобы нам, пребывающим во Христе живущим, не отступать никогда от освящения Телом Его".
Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет так по этому же вопросу: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". "Насущный", т. е. "над-сущный" - высший всех сущностей, каковым может быть только Хлеб, сшедший с небес.

Когда говорится "днесь", показывается, что вчерашнее вкушение его недостаточно, если он также не будет преподан нам и ныне, - в убеждении нас таковою каждодневною нужностью его во всякое время изливать эту молитву, так как нет дня, в который бы не нужно было укреплять сердце внутреннего нашего человека принятием и вкушением этого Хлеба".

Вот еще несколько мнений святых отцов и учителей Церкви по этому вопросу.

Прп. Антоний Египетский убеждал часто приобщаться и говорил, что "инок-отшельник, насколько может, должен приступать ежедневно к Святым Тайнам, из страха, как бы, удаляясь от Святой Трапезы, ему не удалиться от Бога".

Авва Аполлос Египетский так учил своих учеников: "Монахи должны, если могут, приобщаться каждодневно Святых Тайн, потому, что кто удаляется от Святых Тайн, тот удаляется от Бога, а кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя..."

А вот мнение о том свт. Василия Великого: "Добро есть и полезно приобщаться и принимать Тело Святое и Кровь Христову каждый день. Мы приобщаемся в неделю четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и субботу, а также и те дни, когда бывает память какого-либо святого".

Преподобный Нил Сорский последние десятки лет своей жизни ежедневно причащался Святых Тайн и говорил, что причащение их "видимо поддерживает силы души и тела".

Также думал и святитель Амвросий Медиоланский. В книге о таинствах он пишет: "Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставление грехов наших, то надо ее всегда принимать, чтобы отпускались мои грехи; и если я всегда грешу, то всегда потребно для меня и врачество...

Принимай всякий день то, что может исцелить тебя. Так живи, чтобы всегда быть тебе достойным этого (т. е. причащения) принятия".

Также считали необходимым частое причащение Святых Тайн - Тертуллиан, св. Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин, Максим Исповедник.

Современный нам епископ Феофан Затворник также благословлял одного из духовных детей каждый день причащаться из запасных Святых Даров.

В жизнеописании прп. Макария Великого имеются слова его одной женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея:

"Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн".
Пастырь о. Иоанн С. указывал на забытое апостольское правило - отлучать от церкви тех, кто три недели не был у святого причастия.

Прп. Серафим Саровский заповедывал Дивеевским сестрам:
"Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше - не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая, как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Тайн.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется".

Разумеется, очень хорошо причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам - в день их бракосочетания.

О. Алексей Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать причастие также и в памятные дни по умершим их близким - в дни их кончины и именин: это соединяет с покойниками души живущих.

При желании же причащаться еще чаще (может быть, даже каждый день) нужно следовать такому указанию прп. Симеона Нового Богослова: "Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению не приносит должного покаяния, кто не ходит, плача и сетуя всегда, и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно недостоин (ежедневного причащения). А кто все это делает и в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественых Тайн, и не только в праздник, но и каждодневно и даже,- хотя и дерзновенно скажу - с самого начала покаяния и обращения своего".
Как пишет архиеп. Арсений (Чудовской): "Постоянное причащение - должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого - сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от св. Причащения. Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем 4 раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там - во все посты, т. е. 4 раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а иные и того реже".
"Христианин всегда должен быть готов и к смерти и к причащению",- говорил один из духовных отцов.
Итак, от нас зависит частое участие в Тайной Вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Тайн Тела и Крови Христовых.
И если сердце всецело живет Богом - ив делах, и в словах и мыслях, если христианин плачет в душе о всяком грехе своем и имеет целью своей жизни Богоугождение и стяжание Духа Святого Божия, то нет препятствий у него для ежедневного причащения Святых Тайн, как это делали христиане- первых веков и как пишет об этом Симеон Новый Богослов.
Одна из духовных дочерей старца о. Алексея М. как-то сказала ему: "Иногда жаждешь душой соединиться с Господом через причащение, а мысль, что причащалась недавно - удерживает".
"Это значит Господь касается сердца,- ответил ей старец,- так что тут уж все эти холодные рассуждения ненужны и неуместны - я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо - пребывать со Христом".
О. Валентин Свенцицкий пишет: "Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твое иссыхает и делается бессильным, когда ты не даешь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе, и она иссохнет и обессилит.
Без причащения заглохнет духовный огонь в тебе. Завалит его мирской хлам. Чтобы освободиться от этого хлама и нужен огонь, попаляющий тернии наших прегрешений.
Жизнь духовная не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови Христовой, будешь в Нем?
И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних и внутренних преград.
То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, "чтобы лучше приготовиться". Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь".
Пусть же каждая душа чутко прислушивается в своем сердце и боится прослушать стук в его двери руки Высокого Гостя; пусть боится она того, что ее слух огрубеет от мирской суеты и не сможет слышать тихих и нежных призывов, идущих из Царства Света.
Пусть боится душа подменить переживания небесной радости единения с Господом мутными развлечениями мира или низменными утешениями телесной природы.
А когда она в силах оторваться от мира и всего чувственного, когда затоскует о свете Горнего мира и потянется к Господу, пусть дерзает единения с Ним в великом таинстве, одевая себя при этом в духовные одежды искреннего покаяния и глубочайшего смирения и неизменной полноты нищеты духовной.
Пусть также не смущается душа от того, что она при всем своем покаянии, все же недостойна причащения.
Про это так говорит старец о. Алексей М.: "Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Тайн?
Никто этого недостоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию.
Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике".
А вот что говорит про частое причащение Святых Тайн известный московский пастырь о. Валентин Амфитеатров: "...нужно каждый день быть готовым к причащению, как к смерти... Кто часто приобщается - это мои друзья. Древние христиане каждый день причащались.
Надо к святой Чаше подходить и думать, что недостойна и со смирением взывать: все - тут, в Тебе, Господи - и мать, и отец, и муж - все Ты, Господи, и радость и утешение".
Итак, как Сам Господь, так и св. отцы и старцы зовут нас к причащению каждый день.
Почему же мы не делаем этого и почему не получаем на это благословения наших духовных отцов?
Только по "жестокосердию" и нерадению нашему, потому что при нашей греховной жизни и отсутствии постоянного покаяния и трезвения, мы стали бы принимать Тело и Кровь Господни недостойно.
В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревности, ее любовь к Господу, ее сила покаяния. При наличии духовного отца - им устанавливаются и сроки причащения.


"Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.
Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов", - такой призыв Господа раздается к нам каждый день на Божественной Литургии.
"Но как не похожи наши Богослужения - Литургии,- пишет о. Александр Ельчанинов,- с тщетно выносимой св. чашей и упорным отказом ' приступить" - на богослужебные собрания апостольского века и периода мученичества".
И если мы не идем на этот зов Христа - на Его Тайную Вечерю, не идем на "брачный пир", на котором для нас каждый день закалывается Невинный Агнец,- Сам Господь Иисус Христос, то да осуждаем себя, как рабов, которые пренебрегли этим зовом и этим пиром и пошли "кто на поле свое, а кто на торговлю свою" (Мф. 22, 2-5).

Глава 31

ДУХОВНЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНИ

"Раздавать им в свое время меру хлеба" (Лк. 12, 42)

Всем известно, что продуманный, правильный; медицински обоснованный и строгий режим жизни благоприятно влияет на здоровье тела человека, на его трудоспособность и долголетие.
Совершенно аналогично благоприятно влияет на душу и на самочувствие христианина тщательно продуманный, правильный, обоснованный на опыте Церкви, духовный режим.
Счастлив тот христианин, который постоянно будет заботиться о своей душе и выработает для себя духовный режим, соответствующий его положению в обществе, духовному возрасту, здоровью и обстановке жизни.
Конечно, для каждого христианина в миру у этого режима будут свои особенности. Однако, общие положения остаются для всех одинаковы в соответствии с изложенными выше основами христианской жизни.
Христианин задохнется духовно, если не приучит себя к постоянной непрестанной молитве в тех ее формах, какие были описаны выше.
Вряд ли можно расти духовно, не питая себя регулярно истиной из книг Священного Писания, творений св. отцов Церкви и духовной литературы. Их могло бы заменить постоянное руководство духовно просвещенных пастырей или старцев; но как трудно их найти в настоящее время, и как мало доступны они стали!
Мы все призваны на брачный пир Агнца Божия (Мф. 22, 2), но горе нам, если на нас не будет "брачных одежд" - чистоты души (Мф. 22, 12).
Чистота же одежд душевных сохраняется лишь при внимательности к жизни своей, немедленном покаянии перед Господом при каждом замеченном грехе и прегрешении и последующем открытии их перед священником в таинстве исповеди ("новом крещении").
Все мы так слабы и немощны духовно, а враг наш - темные силы - так силен. И как часто он владеет нами. Но у нас есть верное и испытанное оружие против него, на которое указал нам Господь: "сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21).
Можем ли мы поэтому пренебрегать постом и не приобщаться к нему (каждый в своей мере), следуя за многовековым опытом Церкви?
Наконец - как можем мы сознавать себя духовно живыми (а не мертвыми во грехе), если не будем укреплять себя достаточно часто через таинство Евхаристии по заповеди Господней - "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 53).
Повторяем - на этот "брачный пир Агнца Божия" (Мф. 22, 2) Святая Церковь призывает пас каждый день за -Литургией - "приимите, ядите". Вспомним, как строго осудил Господь отказавшихся от этого пира и "разгневавшись - послал собирать на него "нищих, увечных, хромых и слепых" (Лк. 14, 21).
"Время уже коротко"- пишет ап. Павел (1 Кор. 7, 29) и не знаем, сколько его нам еще отпущено по Промыслу Божию - годы, месяцы, а может быть, только уже один день или час.
Поэтому этим временем надо дорожить, как величайшей драгоценностью, так как "приобретение талантов" заканчивается полностью со смертью тела.
Поэтому нам совершенно необходимо ограничивать трату этого времени для всех дел, не полезных для спасения души и не необходимых для вечной жизни. Сюда будут относиться все развлечения, светские занимательные книги, праздное проведение времени в гостях и т. п.
Будем же бояться нерадения, духовной праздности, упущения возможностей для "собирания талантов", пренебрежения питанием души и не будем откладывать тех духовных дел "на завтра", которые мы сможем выполнить сегодня.
Будем помнить, что "сам человек - кузнец своего счастья , и "что нет у человека большего врага, чем он сам себе', при его лености и нерадении.
"Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь" (Втор. 30, 19).
Как пишет архиеп. Арсений (Чудовской): "Духовное, высокое доброе устроение требует, чтобы его поддерживать, иначе оно может быстро понижаться. Как струны в инструменте постоянно надо подтягивать, так и устроение духовное, чтобы его иметь ровным, высоким, обращенным ко Господу, нужно непрерывно подогревать молитвою, трудом, воздержанием, самоукорением, частою исповедью и причащением Св. Тайн. Без этого наше настроение скоро переходит в плотяное, нечистое".

Приложение к главе 31-й
Как укрепить себя в Церкви?
(Из дневника о. Александра Ельчанинова)

Руководство духовного отца, постоянная с ним связь. Частое прибегание к таинствам, тщательное к ним приготовление, посещение богослужений, домашняя молитва, ежедневное чтение Евангелия, чтение книг духовного содержания, соблюдение церковного года, дружба и общение с людьми верующими и церковными...
Природа, или вернее, Бог-Промыслитель, каждому возрасту диктует свой религиозный режим. С наступлением старости уменьшаются возможности телесные и улучшаются условия нерассеянной внутренней жизни; уменьшается подвижность - больше времени для молитвы. Притупляются органы внешних чувств- меньше рассеяния и больше времени к своему внутреннему миру. Меньше способность переваривать тяжелую утучняющую пишу - естественное расположение к посту; вынужденное целомудрие. Блажен тот, кто поймет эти знаки и сам пойдет навстречу промыслу Божию о нас и постепенно заменит в своей жизненной постройке материалы тленные - несгораемыми и неразрушаемыми материалами (для вечности).
Как и телесные болезни, у каждого из нас есть свои, ему свойственные особенности, душевные немощи - и для каждого, кроме общего для всех "духовного режима", должна быть своя особенная борьба, обращенная против именно ему свойственных грехов и пороков.


p
2bl

400
2br

Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД | НАВЕРХ