Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД

2tl
pix

Архимандрит Лазарь

"Душе, отягощенной грехом уныния"

300
2tr
     
p

Что есть окружающий нас мир человеческий, каков дух его, на чем основан строй жизни его, и как нам относиться к нему.

Вот мы рассмотрели то, как устроен человек, какие дивные даны ему силы и способности, как все это может быть гармонично в нем сочетано и какую прекрасную, духовно богатую жизнь может он проводить. Увидели мы, как эти чудесные наши возможности находятся ныне в ужасном расстройстве, и весь наш премудро устроенный состав в разладе с Богом и с самим собой. И если кто из нас возгорится ревностью начать жизнь, достойную своего призвания, то он немедленно встретит отчаянное сопротивление во всех частях своего, пораженного лютой болезнью естества. Понадобится немалый труд и немалое время, понадобится частое призывание Имени Божия и усиленное взыскание благодатной Силы Божией, без которой сами мы и шагу сделать не сможем. К сожалению, к такому серьезному деланию, к такой внутренней работе над восстановлением своего человеческого достоинства приступают немногие. Мир человеческий бурлит, пестрит кипучей деятельностью многих миллиардов человеческих личностей, поврежденных, расстроенных самым страшным образом, как бы вывернутых наизнанку, но не признающих этого, почитающих свое состояние самым здоровым, достойным, великолепным, не оплакивающих своей духовной смерти, не ищущих врачевания и воскрешения, но гордящихся собой и своими «успехами». А ведь все, что порождает поврежденный, больной человек, если он не прибегает к целительной силе Христовой, есть та же болезнь, она может быть сокровенна, как бывает затаена проказа в детях прокаженных: они кажутся здоровыми, чистенькими, радостными, но пробьет час - и страшное чудище болезни обнаружит свою ужасную физиономию, начнется разложение и зловоние, придут муки и смерть. Мир, как неугомонная, шумно несущаяся с высоких гор многоводная река, не знает ни мгновенья покоя, оглушает своим грохотом, безчисленными своими идеями, открытиями, изобретениями каждую душу, непрерывно демонстрирует пред нашим взором все новые и новые свои поделки, старается ошеломить нас грандиозными своими творениями, строит поражающие изящностью дворцы, пишет чарующие, завлекающие картины, искусной музыrой пленяет глубины наших чувств, предлагает нам тысячи тысяч разных хитроумных объяснений, теорий об устройстве окружающей нас действительности, выливает на нас целое море философских, религиозных, нравственных, естественно-научных понятий, воззрений, гипотез. При этом мир постоянно и навязчиво, как наглый и расторопный продавец пестрого товара, старается внушить каждому из нас, что все эти вещи, вся эта его продукция действительно имеет ценность, выполнена из самых натуральных материалов и ничего лучшего нигде и никогда сыскать невозможно. Стоит нам только разочароваться в одной фальшивой вещи, как энергичный торговец уже подсовывает нам другую подделку и с еще большим красноречием расписывает ее несуществующие достоинства и преимущества. И вот мы уже с самого своего рождения оказываемся в кругу этих ложных ценностей. В лучшем случае всю нашу последующую жизнь, вплоть до гроба, мы каждый день будем обнаруживать, что нас обманули еще в чем-то, и выбрасывать из своей жизни одну за другой обнаруженные фальшивки, в худшем же - только в час смерти мы поймем, что все это богатство было роковым обманом, но приобретать истинные ценности будет поздно.

Мир также похож на злого факира, который, завладев нашим вниманием, одурманил нас своими магическими манипуляциями, пленил нашу волю и наше сознание и принуждает видеть нас иллюзорные, не существующие на самом деле картины. То нам представляется, что мы плывем на стройном парусном корабле по синему, гладкому морю, райские птицы летят по небу, то мы в чудесном саду рвем и вкушаем сладчайшие плоды, то мы в сказочном богатом дворце, все прислуживают нам, мы счастливы, нам невероятно хорошо... Но окончится сеанс, картины развеются, как туман, и факир, вынув из наших карманов все деньги, отпустит нас от себя с головной болью, с одурманенным сознанием, с опустошенной душою, с чувством не утоленной, а еще более распаленной жажды, ничего не приобретшими, но многое потерявшими.

Или, как говорит Исаак Сирии: "Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик" 103.

Итак, посмотрим, что говорят о мире и его «достижениях» православные наши Отцы. Может быть, удастся нам хоть немного сорвать с себя это чарующее, убивающее нас, колдовское его наваждение.

Епископ Игнатий (Брянчанинов):

("Слово о человеке". Из главы "Земная жизнь"). "Господь, изгнав человека на землю из рая, вселил его на ней «прямо (т. е. напротив) рая сладости" (Быт. 3, 24), чтобы он, непрестанно обращая взоры к раю и вместе питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния. Вселение прямо рая сладости показывает, что Адаму дано было живое воспоминание о рае и сама земля красотами своими, сохранившимися в некоторой степени и после ее проклятия, напоминала рай. Земля назначена в место покаяния для праотцев и для всего имевшего произойти от них рода человеческого. Земная жизнь каждого человека есть время, данное ему в покаяние. Все человечество на земле должно быть погружено в покаяние, в неутешное рыдание. Оно должно странствовать на ней, не прилепляясь сердцем ни к каким предметам, которыми обставлена эта гостиница, но непрестанно помышляя о горнем своем отечестве и всеусиленно стремясь возвратиться в него. Труд и злострадание - непременные спутники покаяния и родители смирения, рождающего покаяние, - должны господствовать на земле, по самому определению Божию. Человек должен постоянно помнить, что Господь назначил ему в поте лица снедать не только вещественный, но и духовный хлеб свой; человек должен непрестанно помнить, что он на земле во временном изгнании, что он -земля, что он должен возвратиться в землю, из которой он создан. Об этом все на земле непрестанно напоминает ему. Он находится в непрестанном разнообразном страдании, в борьбе с собственною злобою, в борьбе с злобою ближних своих, в борьбе со стихиями, в борьбе с землею, ради его проклятою и повинующеюся ему только при пролитии кровавого пота. Об этом непрестанно напоминают ему братья его, похищаемые один вслед за другим неумолимою смертию. От земли дозволено ему пользоваться одним самонужнейшим, необходимым для земного странствования нашего, отнюдь не излишним, отторгающим мысль от вечности. Все праведники Ветхозаветной Церкви, странствовавшие на земле, начиная от Адама, проводили земную жизнь сообразно назначению, данному ей Богом. Они жили на земле, как в стране изгнания, как в стране плача и покаяния, питаясь надеждою обетованного избавления, соглядая оком веры вечность. "Проидоша, - говорит о них Апостол, - в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных. И сии вси послушествовани бывше верою" (Евр. 11, 37 — 39). "По вере умроша сии вси, не приемше обетовании, но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришельцы суть на земли" (Евр. 11, 13).

("Слово о человеке". Из главы "Мир"). К немногим из человеков могут быть приложены эти слова Апостола, немногие из них проводили земную жизнь согласно с назначением, данным ей Богом. Падение человека так глубоко повредило его, что он, отвергши жизнь плача на земле, избрал на ней жизнь наслаждений и вещественного преуспеяния, как бы торжествуя и празднуя самое падение свое. К этой жизни плотского наслаждения и преуспеяния, убивающей жизнь для Бога, уже начали склоняться некоторые из детей Адама, мало внимая повести о рае и о духовном состоянии человека, находя в стране изгнания полную пищу и удовлетворение в скотских и зверских страстях своих. Внуки Адама еще более устремились к развитию вещественной жизни на земле с забвением о вечности. Сюда, наконец, устремилось все его потомство, за исключением немногих избранных мужей, считая сказание о рае баснею, изобретением суеверного воображения. Тщетно смерть пожинала людей с лица земли: они продолжали жить и действовать как бы вечные на ней. Поддержание телесных сил вкушением необходимого количества простой пищи перешло в лакомство и пресыщение изысканными яствами. Утоление жажды перешло к наслаждению различными напитками и к пьянству. Прикрытие наготы кожаными ризами преобразилось в украшение себя богатыми одеждами и утварями. Скромные жилища для убежища и ограждения от стихий и зверей, восставших на человека, стали заменяться огромными и великолепными палатами. Явилась роскошь с ее безчисленными требованиями, которые обращались в неутолимый закон среди общества падших человеков. Законное совокупление полов для размножения рода человеческого изменилось в ненасытное любодеяние, противодействующее размножению человеков. Этого мало: люди, распаленные необузданным пожеланием, вполне лишившимся правильного стремления, изобрели грехи противоестественные. Сила энергии душевной стала поборать ненасытным пожеланиям и требованиям грехолюбивого человека: явились ссоры, обиды, убийства, разбой, грабеж, война, завоевание. Словесная сила человека всецело употреблена для доставления ему выгод и преимуществ темных, употреблена в содействие греху: явились ложь, обманы, лукавство, лицемерие. Таким образом, немедленно по падении человеков начал образовываться на земле, а с течением времени получать большее и большее развитие по самому началу своему враждебный Богу мир.

Мир есть жизнь человеков на земле единственно для земли, единственно с целью удовлетворения своим греховным пожеланиям, с целью плотского наслаждения, с целью вещественного преуспеяния, с целью, вполне противоположною той высокой и всеблагой цели, с которою человек помещен Богом на земле. "Мир есть общее наименование всех страстей. Мир - плотская жизнь и плотское мудрование. Где прекратилось движение и действие страстей, там умер мир". Так любомудрствует великий наставник монашества святой Исаак Сирский (Слово 2}. К этому миру ненависть, от этого мира отречение заповедует Дух Святой ученикам Своим, когда говорит: «Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Ин. 2, 15 - 17). Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19). Любы мира сего вражда Богу есть; иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает" (Иак. 4, 4).

Опять: и все общество человеческое, в соединении с их греховною жизнию, в соединении с их плотскими наслаждениями, с их вещественным преуспеянием, с их столпотворением, называется «миром». Этот мир враждебен Богу и служителям Его. "Аще мир вас ненавидит, - говорит Богочеловек ученикам Своим, — ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир" (Ин. 15, 18 - 19). Этот мир пребыл и пребывает чуждым и Богу Создателю и Богу Искупителю: гонение и убийство служителей Божиих он признает служением правде (Ин. 16, 2).

Глава и начальник этого мира, враждебного Богу, есть падший ангел; содействуют ему и служат в этой безумной и дерзостной брани прочие падшие ангелы и увлеченные ими человеки. Самая земля и ее твари, прежде подчиненные Адаму, по падении Адама вместе с ним подчинились сатане. Сам сатана так засвидетельствовал о власти своей над миром: дерзнув приступить к Сыну Божию для искушения, он возвел Его на высокую гору и, показав все царства вселенной и славу их, сказал: "Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и емуже аще хощу, дам ю" (Лк. 4, 6). Сатана называет власть над миром не собственно своею, но преданною себе. Точно: она предана ему. "Враг, прельстивший Адама, - говорит св. Макарий Великий, - и таким образом восприявший над ним владычество, лишил его всей власти и объявлен князем века сего. Сначала же князем века сего и господином всего видимого Бог поставил человека... Когда же он предался вражеской лести, то вместе с сим предал и начальство свое обольстителю. Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотью, потеряли самое понятие об Истинном Боге. Но чувство Богопочитания есть чувство, неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением — лишено правильности. Водимые этим безсознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха - падшему ангелу и сонмищу его демонов. Человек обоготворил представителей греха — демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных... Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю. Немногие избранные человеки сохранили истинное Богопознание и Богослужение.

Человек, лишившись падением своим Божественного Света - Святого Духа, должен был довольствоваться своим собственным, скудным светом - разумом. Но этот естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию Истинного Бога: он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел раз-личные науки и искусства, которые только способствовали и способствуют к сильнейшему развитию греховной жизни, к запечатлению и утверждению падения украшением падения многоразличными призраками благосостояния и торжества. Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и самого Бога ненужным, хуля, отвергая, уничижая Святого Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения. Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею (1 Кор. 3, 17-19). Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: "будете яко бози, ведущи доброе и лукавое". Ученость, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему (1 Кор. 3, 19). Ученость есть мерзость и безумие пред Богом; она - беснование. Слепоту свою она провозглашает удовлетворительнейшим ведением и видением и таким образом соделывает слепоту неисцельною, а хранимое ею падение неотъемлемым достоянием злосчастного книжника и фарисея (Ин. 9, 41). "Мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может. Мудрование бо плотское смерть есть" (Рим. 8, 7 - 6). Святой Дух заповедует отвержение мудрости земной для того, кто хочет приступить к Богу и соделаться причастником духовной мудрости (1 Кор. 3, 18). Апостол Павел замечает, что немногие из ученых приняли веру христианскую (1 Кор. 1, 26); напротив того, для этих мнимых и напыщенных мудрецов показалась безумием духовная мудрость, всеобильно и всесовершенно заключающаяся во Христе (1 Кор. 1, 23). Философы и художники были величайшими поборниками идолопоклонства и врагами истинного богопознания. По водворении веры христианской в мире ученость родила безчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть святую веру. Величайшее злодеяние - убийство Богочеловека -совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их (Ин. 11, 49 - 50). В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и, отвергая христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества. Редкий, весьма редкий книжник научается Царствию Небесному и износит новое учение Духа пред общество собратий своих, облекая это учение в ветхие рубища учености человеческой для того, чтоб оно было удобнее принято любящими более ветхое, нежели новое (Мф. 13, 52; Лк. 5, 39)104.

Истинные служители истинного Бога! Изучите и узнайте установленное для вас Промыслом Божиим положение на время вашего земного странствования. Не попустите падшим духам обольстить и обмануть вас, когда они будут в приманчивой ложной картине представлять вам земное благосостояние и внушать желание его, стремление к нему, чтоб таким образом украсть и похитить у вас вечное сокровище ваше. Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого! Не ищите известности и славы! Не ожидайте и не ищите жительства безскорбного, пространного, вполне удобного! Это не ваш удел. Не ищите и не ожидайте любви от человеков! Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам. Довольствуйтесь тем, что немногие истинные служители Божий, с которыми по временам вы будете встречаться на пути жизненном, полюбят вас, с любовью и участием одобрят ваше поведение, прославят за вас Бога. Такие встречи не были часты и в цветущие времена христианства; в последнее время они сделались крайне редки.

Не познало Спасителя большинство человеков, и так велико это большинство, что Слово Божие признало правильным приписать отвержение Богочеловека и гонение служителей Его всему человечеству. Что очень мало человеков, живущих богоугодно, и очень много угождающих греховным и плотским похотениям своим, засвидетельствовал Господь:

"Пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им: что узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его" (Мф. 7, 13 — 14; Лк. 13, 24).

"Оправдися Премудрость (Божия) от (весьма немногих) чал своих" (Мф. 11, 19): немногие избранники познали ее, немногие отдали ей должную справедливость.

Макарий Великий: "У христиан - свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои: инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное - христиане, иное — миролюбцы; между теми и другими расстояние велико. Ибо обитатели земли, чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земном. Как пшеница в решете у просевающего бьется и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал апостолам будущее на них восстание лукавого: "сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся (Отцу Моему), да не оскудеет вера (ваша)" (Лк. 22, 31 - 32). Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: "стеня и трясыйся (в тревоге) будеши на земли" (Быт. 4, 12), служит втайне образом и подобием для всех грешников; потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога, и как пшеницу, непрестанно вращающуюся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями...

Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И как один ветер может приводить в колебание и кружение все растения и семена, и как одна ночная тьма распростирается над целою вселенною, так князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле род человеческий, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу, не рожденную свыше и мыслию и умом не преселившуюся в иной век, по сказанному: "наше же житие на небесех есть" (Флп. 3, 20)106.

...Видимьщ мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть, этого явного зла, привзошедшего вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти, потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие, побуждаемые чуждою некою силою, напротив того, думают, что это естественно и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это. Мир страждет недугом порока и не знает того 107.

...Человек, преступив заповедь и будучи изгнан из рая, связан двояким образом и двоякого рода узами: в мире сем — делами житейскими, любовью к миру, т. е. к плотским удовольствиям и страстям, к богатству и славе, к имению, к жене, к детям, к родным, к отечеству, к месту и одеж-дам, одним словом, ко всему видимому, от чего слово Божие повелевает отрешиться по собственному произволению (по-тому что каждый ко всему видимому и привязывается по доброй воле), чтобы, отрешась и освободив себя от всего этого, мог он стать совершенным исполнителем заповеди. Втайне же опутывают, окапывают, остеняют и оковами тьмы связывают душу духи злобы; почему, не может ни сколько желает любить Господа, ни сколько желает веровать, ни сколько желает молиться, потому что, со времени преступления первого человека, противление и явно и тайно во всем овладело нами. Посему, когда, услышав кто Божие слово, вступит в подвиг, отринет от себя дела житейские и мирские связи, отречется от всех плотских удовольствий и отрешится от них, тогда, с постоянством устремляя мысль ко Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба, иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов. А если... не отречется с усилием от мира, не отрешится всем сердцем от земных пожеланий и не пожелает всецело прилепиться ко Господу, то не познает обмана сокровенных духов злобы и тайных зловредных страстей, но остается чуждым себе самому, потому что неизвестны ему язвы его и, имея в себе тайные страсти, не сознает их"108.

"При служении миру невозможно служение Богу, и нет его, хотя бы оно и являлось болезненному взору рабов мира, представлялось существующим. Его нет! А то, что представляется, есть не что иное, как лицемерство, притворство, обман себя и других. Друг мира соделывается непременно, может быть, незаметно для себя, злейшим врагом Бога и своего спасения. Миролюбие вкрадывается в душу как тать, пользующийся мраком ночи - нерадением и невниманием к себе. Миролюбие способно совершать величайшие беззакония, величайшие злодеяния. Ужасный пример этого видим в иудейском духовенстве, современном земной жизни Богочеловека. Оно впало в миролюбие: оно заразилось расположением к почестям, к славе, к похвалам человеческим; оно пристрастилось к сребролюбию и любоиманию; оно впало в сластолюбие и разврат; оно предалось грабительству и всякого рода неправдам, а для того, чтоб охранить свое положение в народе, оно облеклось в личину строжайшего богоугождения, самого мелочного исполнения обрядовых постановлений и старческих преданий. Что было последствием миролюбия? Решительное отчуждение от Бога, перешедшее в ослепленную и исступленную ненависть к Богу... Евангелие приписывает миролюбцам все злодеяния, совершенные человеками, начиная от убийства Каином Авеля. (Мф. 23, 35). Миролюбцы во время земной жизни Богочеловека завершили свои злодеяния отвержением Христа и богоубийством (Мф. 23, 32), а в последние времена мира завершат принятием антихриста и воздаянием ему божеской чести (Ин. 5, 43). Страшно миролюбие! Оно входит в человека неприметным образом и постепенно, а, вошедши, соделывается его жестоким и неограниченным владыкою. Постепенно приготовились человеки и стяжали душевное настроение, способное к богоубийству: постепенно они приготовляются, стяжавают настроение и характер, способные к принятию антихриста (2 Сол. 2, 7).

...Превосходно изложил суетность миролюбия и пагубные его последствия святый мученик Севастиан в беседе к тем мученикам, которые любовью к родственникам и семейству поколебались в подвиге: «...Сия настоящая жизнь скоротечна и столько непостоянна и неверна, что не возмогла никогда соблюсти верности ниже к своим любителям. Всех, от начала мира, надеявшихся на нее она погубила; всех желавших ее обольстила; всем гордящимся ею, наругалась; всем солгала; никого не оставила в надежде своей не обманутым и в уповании не посрамленным, но вполне явила себя ложною. О, если б она только обманывала, а не вводила в лютые заблуждения! Горестнее всего то, что она любителей своих приводит ко всем беззакониям. Она услаждает для чревоугодников объядение и пьянство, сластолюбивых подвизает к любодеянию и всякого рода осквернениям. Она научает вора красть, гневливого яриться, лжеца обманывать. Она посевает разлучение мужа с женою, вражду между друзьями, ссоры между кроткими, неправды посреди праведных, соблазны посреди братии. Она отъемлет правосудие у судей, чистоту у целомудренных, разум у разумных, благонравие у нравственных. Воспомянем и лютейшие злодеяния, к которым она приводит своих любителей. Если когда брат убил брата, сын отца, друг умертвил друга, то по чьему наущению совершились таковые беззакония? по чьему мановению? при каких надежде и уповании? Не ради ли настоящей жизни, которую человеки любя попремногу, ненавидят друг друга и злодействуют друг другу, каждый ища самому себе благополучнейшего пребывания. По какой причине разбойник закалает путешественника, богатый насилует убогого, гордый обижает смиренного и всякий повинный злу гонит неповинного? Поистине все это злое делают служащие этой жизни и желающие долгое время пребывать и наслаждаться в любви ее. Она, советуя все злое своим рачителям и служителям, предает их своей дщери, от нее рожденной, вечной смерти, в которую низверглись первые человеки по той причине, что, будучи созданы для вечной жизни, вдались в любовь ко временной, поработились чревоугодию, сласти и похотению очей, а оттуда ниспали во ад, не взяв туда с собою ничего из земных благ..." 109

Так, по словам святых Отцов, обманчив и лукав мир. Можно было бы продолжать выписки еще и еще, но цель этой подборки святоотеческих изречений в том, чтоб дать только пример нашим братьям-христианам углубляться в ту или иную спасительную для души тему и настраивать на нее свои размышления и переживания. При этом необходимо не скользить по поверхности этих душеполезных писаний, а проникать как можно основательнее в каждый род поучений так, чтобы довести их до сердца и вызвать в нем глубокое сочувствие и неизгладимое впечатление. Итак, здесь только образец. Нам будет очень радостно, если хоть немногим этот сборник принесет пользу и согреет хоть чье-то сердце!


p
2bl

400
2br

Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД | НАВЕРХ