Том 1.
БОГ - Творец мира видимого и невидимого, Творец неба и земли и человека, Промыслитель, Вседержитель. Бог Премудрый, Всесильный, Всеведущий, вина всех вещей, Альфа и Омега, Непостижимый, Единый истинный Бог - Бог богов, Господь господей, Царь царей. Бог и Господь — то же что и Бог.
Первой заповедью Моисеева закона была заповедь о почитании единого Бога: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетская, от дому работы, — то есть Я, Иегова, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней и изведении народа из Египта, должен быть твоим Элогимом — предметом твоего почитания. Да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20, 2-3).
Господь Бог твой сей Бог есть (Иегова Бог есть), и несть разве Его (Втор. 4, 35, 39; 32, 39). Господь Всемогущий, Всевышний. В Нем вечность, вездеприсутствие, всеведение, премудрость, святость, истина, всемогущество, беспредельное величие и слава. Богом в богословии называют само Существо бесконечное.
Именем Сый (Ин. 3, 13) Бог Сам именует Себя. Он Сущий всех вещей, Бог есть Самая непостижимая Сущность (свт. Григорий Богослов).
Пресущественное Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух (прп. Симеон Новый Богослов).
Бог безначален, ибо не было времени, в которое не было бы Бога. Бог есть начало всего сущего, целесообразного, разумного. Бог — источник всякого блага и причина всего, то безначальное начало, от Которого все произошло (прп. Симеон Новый Богослов).
Бог измышляет мир вещественный и видимый (свт. Григорий Богослов). Все видимое от Невидимого, все вещественное от Невещественного, все имеющее начало от Безначального, все имеющее конец от Бесконечного, все постижимое от Непостижимого, все измеренное от Неизмеримого (прп. Амвросий Оптинский).
Естество Божие непостижимо, а умопостигаемы Его мудрость, сила, благость, то есть Божественные энергии (свт. Григорий Палама).
Бог Един, но Троичен в Лицах: Отец и Сын и Дух Святой — и Божественная энергия исходит от Бога. В Боге мы различаем Сущность, ипостаси Троицы и энергии. Энергия — это то, что в Боге, что обращено к миру, что доступно восприятию. У трех ипостасей Троицы единая Божественная энергия, проявляющаяся как сила, благость, чудотворение (свт. Григорий Палама).
Бог Дух световидный, непостижимый: Бог есть Свет (1 Ин. 1, 5; Ин. 1, 5, 8; 9, 5), и те, которые сподобились узреть Его, видели Его как Свет, и те, которые приняли Его, прияли как Свет, ибо свет славы Его предыдет пред Лицем Его, и без Света Ему невозможно явить Себя. Те, которые не видели Света Его, не видели и Его, потому что Бог есть Свет (прп. Симеон Новый Богослов).
Свет этот сияет умно в сердце и дает видеть то, чего раньше не видел. И через благодать Духа видится Сын со Отцом. Бог совершенно непостижим в Своем Существе, или Природе, а познается через Его действия (свт. Григорий Палама), и истина бытия Божия опытом и выводом ощущается, и мышлением, и нравственным познанием (свт. Григорий Богослов).
О Боге Премудром и Всемогущем говорит книга природы и Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов), и познается Он в созерцании творений Своих, любви Своей.
Божеству сродны: природы умные и одним умом постигаемые (свт. Григорий Богослов). Божество, по Своему Существу не причастное человеку, становится причастным по Своим действиям, или энергиям и человек в созерцании как бы входит в покой Божий, что ясно видно на Фаворе в Преображении (свт. Григорий Палата).
Самое дорогое сокровище у человека — Бог (свт. Игнатий Брянчанинов), и Он есть путь и истина и живот (Ин. 14, 6). Бог, Творец Вселенной и человека, для всех нас великий Заимодавец, и мы все должники пред Ним: и небо, и земля, и душа, и тело, и дыхание, и чувства, и разум, и движение — все даровано нам Богом, и мы должны за все благодарить Его (свт. Иоанн Златоуст). Имейте в памяти Бога и со страхом и любовью приступайте к Нему, чувствуйте Всевидящее Око Его и покров, с благоговейной сыновней покорностью предавайтесь Его Промышлению о нас (свт. Феофан Затворник).
Богу угодно, чтобы в человеке не было зла. Где бы ни был человек, там есть и Бог (прп. Антоний Великий), ибо престол Божества есть ум его (прп. Макарий Великий). Бога должно любить всем сердцем, и душой, и телом и жить по воле Божией, во славу Божию и для спасение своей души и ближних.
Атеизм же есть неестественная чудовищность развращенного разума, ибо человек, имея дух, дыхание Вседержителя, похож на Бога. Бог есть Дух (Ин. 4, 24), и духом человек видит добро и зло, святость и нечестие, имеет свободу и может быть яко добрый Ангел, богоподобным, и войти в обожение, может видеть и знать будущее и настоящее, повелевать падшим демонам, исцелять людей, управлять стихиями, совершать чудеса. А в философии — и древней, и новей-шей — зачастую фантазии, бредни, заблуждения, извращение истины, антагонизм, ненависть, национализм. Философы, если захотят, могут свидетельствовать истину богословия, и тогда будет гармония во всем.
БОГ (БОГИ) — слова, употребляемые для означения служения, силы, превосходства того или иного сотворенного существа, например, вожди народа — прор. Моисей (Исх. 7, 1); каждый человек, если очистит образ души своей, ибо Сын Божий, как говорит прп. Симеон Новый Богослов, соделался Человеком, чтобы человека сделать богом по благодати Божественной, сыном по усыновлению, однако Божиим (Рим. 8, 14—17; Гал. 4, 4—6); все то, чему раболепствует человек (Флп. 3,19)
Есть языческие боги, идолы. Много в древности было по внушению диавола богов: Ваал, Астарта, Хамос, Молох, Артемида, Зевс, Юпитер, Нептун, Венера и др. И лжепророки, и лжемессии объявляли себя мессиями (помазанниками), богами: Бар-Кохба, Будда, Мухаммед, Наполеон и многие другие.
И требовал диавол от правителей и царей, в которых он пребывал и управлял их разумом, чтобы они вводили идолопоклонство, что есть служение демону;