Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД

2tl
pix

Свт. Иоанн Тобольский.

300
2tr
     
p

И л и о т р о п и о н

(или сообразование человеческой воли с Божественною волею)

(краткие выдержки)

Книга первая. О познании воли Божией и сообразовании с нею человеческой воли.

Начало всего учения, преданного нам Божественною высочайшею Премудростию, Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы, верующие в Него, во всех делах и словах своих сообразовались с волею Божественною.

1. Первое основное положение.

Все преуспевание наше в жизни христианской зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божией воле. Словом, исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему по человечеству: так и должны мы всегда поступать во всех отношениях наших к Богу, и ко всем к людям;

В этом-то и состоит «сообразование воли человеческой с волею Божественною»: чего хочет Бог, того и я хочу; чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви!

Это мнение блаженного Иеронима и других мудрых мужей.

2. Второе основное положение.

Ничего отнюдь (кроме одних грехов), в мире не происходит без воли Божией. Причиною греха есть лживость или своеволие горделивого грешника; наказания же вообще (как исправительные, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходит по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожений одного.

Так как все в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг все принимать без ропота Божией десницы и совершенно покорятся Ему или Его всесвятейшей воле.

Умнее, истинее и благочестивее думать и говорить обо всем происшедшем: «Господь так устроил»; ибо все доброе и недоброе происходит по воле Божией.


- «Бог исправляет добрых людей чрез злых». (бл. Августин)

Кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь, тот сопротивляется не воле Божественной, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его и которую ненавидит сам Бог.


- «Правии сердцем суть несопротивляющиеся Богу». (бл. Августин)

Строптивы, развращены и несмыслены сердцем те, которые обо всем, что встретилось им потерпеть неприятного или злостного, говорят: «мы страдаем несправедливо», вменяя это Богу.

Бесконечная благость Божия никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не обращалось бы во спасение.

Бл. Августин говорил:

— «Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла. Потому что Бог, будучи всеблагим, никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы Он не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе».

Попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но сокрытой до времени от нас.

Блаженный Августин оставил нам большое утешение своим изречением:

— «Может Бог некоторых спасти и без их добрых дел, ибо Он Сам добр; не может Он никого погубить, потому что Сам праведен».

«Для нас совершеннейшею правдою должна быть Воля Божия, высочайшею мудростию – доброхотное и спокойное последование указаниям Божественной воли и Божьяго Промысла».

(богомудрый Сальвиан)

— «Господи! Что повелишь мне делать?»

Этот вопрос да будет ежедневно повторяем каждым из нас при всяком нашем недоумении о том, как поступать нам в постигшем нас событии или сомнении.


О том, каким способом можем мы познавать волю Божию во всяких делах, удовлетворит то,если мы здесь укажем на некоторые установления, или, положения, через которые удобно открывается воля Божия, назовем их для краткости заповедями.

Познание воли Божией (семь заповедей).

Заповедь первая.

Все то, что отвлекает нас от Бога, - противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, - согласно с волею Божиею.

— «Сия бо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда».(1 Солун.4,3)

Заповедь вторая.

Воля Божия, вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божиим и Церковными постановлениями. Воистину «нет ничего лучше страха Господня и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним».(Сир.23,36)

Апостол Павел говорит:

— «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».(Рим.12,2)

Заповедь третья.

Иоанн Злотоуст сказал:

— «Потерпел ли ты нечто злое: если не желаешь, чтобы он было злом для тебя, благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, - в этом весьма высокая мудрость».

Заповедь четвертая.

Для уразумения воли Божией в каком либо данном сомнительном случае есть и другие источники, сверх упомянутых выше заповедей Божиих и церковных установлений (узаконений). Сюда относятся законно избранные, истинно по христиански живущие объяснители нам воли Божией в наших недоразумениях (например, духовники, пастыри) о ней.

— «Душа человека правдивого иногда более скажет (объяснит), нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись всевышнему, чтобы Он управил путь твоей к истине». (Сирах, 37, 18, 19).

Заповедь пятая.

Если же время и место не позволяют испросить совета, человек сам в себе должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной: как поступить ему согласно с нею в предстоящем ему деле и Бог не оставит молитвенного его желания – во всем исполнять волю Божию, - и неожиданно разрешит его сомнение.

Заповедь шестая.

Мы, по примеру св. апостола Павла, часто имеем потребность повторять его молитвенную просьбу: "Господи! Что повелишь мне делать?" Она вошла в обыкновение у св. Угодников Божиих. Они всегда обыкновенно прибегали в делах сомнительных и чрезвычайных к молитве и помощи Божией, чтобы он открыл им святую Свою волю:

— «Господи! Что повелишь мне делать?»

Повседневное предавание себя воле Божией есть дело совершеннейшее и полезнейшее приготовление себя к неизвестному нам, но неизбежному часу нашего перехода из здешней жизни в будущую, загробную жизнь, где получим то, что заслужим здесь добрыми или худыми своими поступками.

Единственное, верное упокоение души, если не будет услышана наша молитва и наши прошения, молиться об одном: «воля Господня да будет».

Заповедь седьмая.

Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно преднамереваемых им поступков, как только тот, кто искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией.

Человек молитвенно обращается к Богу, говоря от всей души, всего сердца:

— «Господи! Если бы я определенно знал, что тебе благоугодно, да совершу то самое, непременно и совершил бы я, и потому я верю, что ты невидимо вложить в сердце мое мысль, угодную Тебе».

Изливши перед Всевидящим свое сердце, он может поступать, как ему кажется, лучшим, избирать то или другое, отложить всякое сомнение: он не прогневит тем Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение.


Святой Киприан Карфагенский оставил нам краткое начертание хпрситианских

добродетелей или всего того, чего требует Божественная воля от Своих рабов и

взыскивает с них.

Все то, что угодно воле Божией, чему Христос учил и сам Он исполнял на деле желательно

по мысли святителя - расположить в кратких выражениях каждую добродетель в следующем порядке:

1. Смирение в жизни (в пребывании и поступках).

2. Непоколебимое мужество в вере.

3. Скромность и разборчивость в употребление слов и других выражений наших мыслей и чувств.

4. В делах должна быть правда и истина.

5. В отношениях к другим – милосердие.

6. В отношении нравов – исправление.

7. Никаких обид не творить.

8. Сделанную нам обиду благодушно и терпеливо переносить.

9. Со всеми жить мирно.

10. Бога любить всем сердцем.

11. Любить Бога, ибо Он – Отец.

12. Бояться Его, ибо Он – Бог.

13. Иисуса Христа не сравнивать ни с кем (т.е., ни с кем из разумно свободных существ, как земных, так и небесных).

14. Сердечною любовию соединяться с Ним.

15. К честному Кресту Его, вообще к Христовым страданиям за нас и крестной Его смерти быть истинно внимательными, и поклоняться Ему, со страхом по греховности своей и надеждою на крестные заслуги Христовы для нашего искупления.

16. В беседах о Пресвятом Имени и достоинстве Христа Спасителя нашего быть твердым и постоянным во всем том, что касается нашего вероисповедания;

в час смерти иметь непоколебимое мужество, которым заслужим венец исповедников Христовых до самой и в самой смерти нашей: это значит, что мы должны в земной жизни вести себя как сыновья и дочери Божии, как сонаследники Христовы, то есть: хранить заповедь Божию – исполнять во всем волю Отца Небесного.

Из всех означенных выше Киприановых предложений преимущественно иметь всегда должно в уме и крепко держать в памяти: седьмое, восьмое, девятое и десятое предложение: т.е. не делать никому никакой обиды; нанесенную нам обиду благодушно и терпеливо перенести; с ближними жить в мире; Бога любить всем сердцем.


Самый чужой грех, причинивший нам зло, допускается Богом в наказание нам для нашего же исправления.

Все неприятные для нас наказания и чувствительные вразумления: болезнями, потерями и другими бедствиями, ниспосылаются Богом для нашего исправления и сохранения в обществе внешнего порядка и внутренней богоугодной жизни.

Мы должны приучать себя довольствоваться тем, что Бог нам посылает, и пребывать в этом звании, к которому кто призван, не спрашивая почему? – и зачем я? А не иной кто?.. Величайшее для нас успокоение предавать себя Богу во всем, чтобы не произошло с нами; да будут всегдашним сознанием нашим выражения: «Так благоволит Бог», «Так Богу угодно»; и «Нет никого столь сильного, кто бы мог противиться Его святой воле». Истинно уразумевший это всецело претворится весь в искреннего исполнителя воли Божией.


Книга вторая.

Глава первая.Сообразование человеческой воли с Божественною.

Таким образом, все для меня происходит и делается по Божию и вместе моему собственному желанию.

Действительно, тот несчастен, кто ищет в мирском каком-либо благе себе полного удовлетворения: истинное и незыблемое удовольствие и блаженство в настоящей жизни имеет только тот, кто искренно и несомненно отдал себя в волю Божию и проводит здешнюю жизнь свою по воле Божией, ни в чем ей не противореча. Есть иного вида падение, подкрадывающее душу - это зависть или беспокойство, досада, производимая в душе нашим благополучием, счастьем или преимуществом, которыми пользуются другие, а не мы: да будет же воля наша вовсе не причастна этому пороку, свободна от него, невиновна в нем и не порабощена ему, - свободную да хранит она себя от этого порока.


Святой Антиохийский епископ и мученик Игнатий сказал о себе: «Я пшеница Христова, буду смолот зубами зверей, чтобы сделаться чистым хлебом».

Так и нас Бог приготовляет сделаться при трапезе Господней чистым хлебом Его: зачем сердимся мы на людей? Они мельничные камни, стирающие нас как пшеницу, всыпанную в жерновный ящик. Для того, чтобы нам очистить сердце свое, необходимо посеять и укоренить на доброй земле сердце доброе имя Слова Божия.

Молитвенно вознося мысли свои к Богу, говорить в себе:

Благословен Бог во веки веков!

Господи, что повелишь мне делать?

Да будет во всем воля Твоя!

Это первое обучение и приготовление для охранения своей воли в чистоте от пороков вообще, а более всего от вражды и зависти.


Воля наша должна быть сильна верою, что все бывающее с нами со вне, бывает по воле Божией, выносливую в трудах и злостраданиях, т.е. охотно все переносящею с терпением и незлобием. Если бы мы были твердо уверены, что все бывает по воле Божией, то мы менее страдали бы: станем же возлюбленные во всех своих невзгодах и злостраданиях прибегать к Богу с молитвою от всего сердца, говоря:

Господи! Все то, чем я страдаю, или что произошло для меня скорбного от человека этого, все это случилось со мною по Твоей святой воле; в этом уверен я так же, как в том, что я живу ныне: укрепи Господи, мои силы мужественно нести возложенное на меня бремя по святой воле Твоей!

Не оставляет Бог ни одного создания Своего без Своего промысла о каждом.


Единственный путь ко спасению – это есть всецелое предание всего существа нашего, всего себя со всеми обстоятельствами нашей жизни, в волю Божию.

Эмблемою такого обращения нашего к Богу да послужит нам растение ПОДСОЛНЕЧНИК (илиотропион), пусть он будет всегда пред очами нашими.

Богоугодная воля всегда бывает долготерпелива и постоянна.

Доброплодную называем такую волю, которая, по подобию плодоносной земли, производит из своего сердца (внутреннего человека) многоразличные, высокие помыслы и пожелания и посвящает их усердно, как первородные плоды, славе Божией. Именно здесь является благоразумие; ум, тяготеющий к Небу.

Так должен думать всякий, желающий искренне предать себя Богу; обо всем, им потерянном из имевшегося у него, он рассуждает так: «Бог дал мне, Бог и взял». И Бог содействует ко спасению каждого невидимо, но разумно, или точнее сказать – премудро, распоряжаясь многоразличными средствами или событиями, сладкими для нас или же горькими, приятными или противными.

Нет лучшей, нет по истине кратчайшей, нет совершеннейшей, Богу благоприятнейшей и человеку полезнейшей, кроме этой единственной молитвы: «НЕ моя воля, но Твоя да будет»; не как я хочу, но как – Ты; буди воля Господня и тогда, если бы и вселенная разрушилась.


Соломон выразился о мудром человеке так: «Очи мудрого – в голове его».

Если мы свободно и охотно не станем повиноваться Божественным распоряжениям, то будем привлечены к тому против воли нашей.

Благочинный Августин высказался о совершенной свободе, говоря: «Добродетельный человек, хотя и бедствует и отягощен работой, все же он свободен; напротив, злой человек, хотя бы он целым царством владел, все остается рабом непотребным, ибо имеет над собою столько господ, сколько гнездится в нем противозаконных пожеланий и стремлений».

Весьма похвальное и славное дело иметь всегда и во всем мужественное или доблестное сердце, которое во всяком встречающемся человеку событии полагается на благоволение и промысел Божий.

Терпеливое упование на Бога никогда не остается в посрамлении; о чем в другом месте скажем подробнее. Во всех случаях безопаснее всего прибегать с сердечной молитвой к Богу о свои нуждах и, несмотря на то, что иногда доброе начало дела получает неблагоприятный исход, не унывать, не падать духом; но иметь твердое упование на помощь Божию в делах правды и, несмотря ни на какие сомнения, открытыми очами веры взирать на Бога и предавать себя в Его святую волю.

Настоящая истинная причина неисполнения на земле воли Божией, так как на небе она исполняется , заключается не в окружающих нас препятствиях внешних, она гнездится внутри нас.

Одно считаю для себя величайшею честию и наградою, чтобы я достоин был благоугождать Тебе, Создатель мой, который даровал мне разум и свободную волю, как залог ближайшего общения с Тобою, моим Творцом.


Угождать Богу, т.е. молиться Ему, прославлять Его всемогущество. Если ищешь в угождении Богу другой награды: высочайшая награда и есть живое общение с Богом.

— «Готово сердце мое, Боже, утвердилось оно сотворить всю (и легкую, и тяжелую для меня) Твою волю».(Пс. 107, 1.2).

Воля Божия относительно нас состоит в том, чтобы нам блаженствовать в Боге и Бог пребывал бы в нас, а не блаженствовать в мире вне Бога, наслаждаясь мирскими благами и не зная о Боге или забывая Его, своего Творца. Соединение воли человеческой с волией Божественною, в союзе любви, доставляет величайшее веселие и радость избранным праведником Божиим. Ибо нельзя найти большей (совершеннейшей) любви, кроме той любви, которую любит Бог как сам Себя в Себе Самом, так и – в Своих творениях; ибо так возлюбил Бог.

Язычник Эпиктет сказал так: «Я считаю лучшим то, чего Бог хочет, нежели то, что мне нравится: подражаю Ему как ученик и наследователь, с Ним желаю, с Ним ищу, и чего Он хочет, того же и я хочу». Что достойнее и честнее сказать может христианин, чем сказал этот язычник?

Никакого дела не начинать, не призвавши сначала Бога на помощь. И каждый истинный последователь Христов не возьмется ни за одно дело, не призвавши на помощь себе Бога, хотя бы краткою молитвою.


Нельзя пренебрегать заповедями Христовыми:

— «Смотрите (каждый за собою и за своими обязанностями), бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете, когда потребуют от вас решительного отчета в делах ваших» (Марк.13,33).

Святой Кассиан дает совет иметь пред началом всякого дела в уме и во устах сии боговдохновенные псаломные слова:

— «Боже, не откажи мне в помощи, помоги мне Господи по благоволению Твоему».

— «Молим Тебя, Господи, предупреди каждое наше дело, до его начала, Духом Твоим Святым и, споспешествуя нам, управляй в его совершении, чтобы каждая наша молитва и каждое деяние получали бы всегда свое начало от Тебя и начатые совершенствовались бы Тобою и достигали успешно своего окончания или назначения».

Тот, кто не полагает предварительно в основу своих намерений и дел Божия благословения и Его святой воли, не имеет в делах успеха.


Неустрашимость бед и скорбей, встречающихся при исполнении обязанностей христианских.

— Давид говорит: «Блажен, кто вникает в состояние нищего! Господь избавит его в день бедствия; Иегова (Вечный) сохранит его и даст ему жизнь; блажен будет он на земле. (Пс. 40. 2,3)

Печаль родит добродетель (исправление). Тех воистину прилично назвать жалкими людьми, которые, живя в излишнем изобилии и не зная нужды, падают духом, которых праздность одолевает и расславляет, как долговременная тишина моря приучает моряков к праздности и лени в безбурное время. Бог же кого любит и испытывает, тех чаще наказывает бедствиями, посещает болезнями, - словом обучает их.

Попускает ли Бог на нас какое несчастье? – великодушно перенесли его: это есть не гнев Божий к нам, но доставление нам случая для нашего подвига, влекущего за собою награду, и чем более совершим подвигов, тем сделаемся мужественнее.

Совершенной победы над злом достигает человек терпением.

Повторяй каждый себе непреложную истину: «когда озлобит (опечалит) тебя Господь, попустив какое-либо огорчение или потерю, в конце концов обратятся они во благо тебе».


<

Книга третья.

О полезных плодах человеческой воли, утвердившейся в последовании во всех делах своих, воли Божией.

Мы должны быть довольны своим жребием (т.е. всем, что дано нам Богом), не искать лучшего положения других людей, более нас знатных и богатых, и никому не завидовать. Такое расположение нашего духа доставляет нам ничем невозмутимое, ненарушаемое ничем спокойствие и душевный мир: защиту, так сказать, всех добродетелей.

Тот только истинно весел и доволен, у кого весело на сердце, у кого сердце мужественно, неустрашимо и возвышается над всем земным.

Нужно принимать с благодарностью как все доброе, Богом посылаемое нам, так и все злополучное для нас, допускаемое Богом, - есть совокупность и высшая степень христианской святости.

Отвержение собственной воли считается единственным верным началом душевного мира и тишины, верующего человека в Промысл Божий.

Когда человек вступит на колесницу, управляемую волею Христа, Бога нашего, он удобно войдет в число друзей Христовых, или еще выше, зачислится в круг близкого родства Иисуса Христова по собственному Его изречению: «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать».

Как было бы хорошо и справедливо, если бы человеку всегда нравилось то, что благоугодно Богу от века!

Только смиренное повиновение твоей всесвятейшей воле составляет совершенство жизни человеческой и есть истинное небо вне видимого неба!

Всем известно изречение Святого Павла:

— «Царствие Божие не пищф и питие, но праведность и мир, и радость во святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей».

Удостоившийся милости Божией – совершенно подчинит собственную волю Божественной воле – никогда не изменен в своем духе; случается ли ему что-либо печальное, возмущающее душу, он благоразумным рассуждением успокаивает себя.


Книга четвертая.

О том, как отклонять от себя препятствия, мешающие воле человеческой сообразоваться в своей деятельности согласно с волею Божиею.

Спаситель сказал великомученице Екатерине: «Кто желает иметь Меня у себя часто своим посетителем, тот да отдаст ключи собственной воли Мне, и никогда его у Меня да не требует обратно».

Человек, последующий воле Божией, должен, прежде всего, решиться быть готовым на все, что делается с ним по воле или допущению Божию.

Пожертвовав своеволием своим, обречем себя на добровольное перенесение укоризны и поношений. Внимая наставлению Св. апостола Павла: «во всем, говорит он, явим себя, как служители Божии в великом терпении», и проч... «в чести и бесчестии, при прощаниях и похвалах, нас почитают обманщиками, но мы верны» (2 Коринф.6,4,8).

— «Одно благодарение, произнесенное перед Богом во время скорби, Ему приятнее, чем тысячи благодарностей, принесенных во время благополучия: ибо всяк благодарит за оказанные благодеяния, но едва ли кто благодарит за оскорбление» (Иоанн Аквила).

Мы должны быть готовы каждый час к исходу, ибо час этот премудростию Божиею сокрыт от нас: не справедливо укорять должнику своего кредитора за взыскание данного им своему должнику на определенный срок. Всякого человека наставляет Бог стремиться ко спасению возможным и приличным ему путем.


Кессарий говорит:

— «Диавол имеет у себя двух служителей, лютейших, чем он сам, возбуждающих нашу волю: это ПЛОТЬ и МИР: плоть похотствует. Диавол распаляет наши вожделения, а чтобы они не угасли, мир прикрывает их своими нравами и обычными приличиями; от плоти происходят многие грехопадения; мир доставляет многоразличные забавы и увеселения по действу и коварству злого духа.

Если бы ты сделал что-нибудь для Меня, то сделал бы доброе дело: ибо все добрые дела для Меня совершаются, потому что делаются по Моим повелениям. Что же делается злого, то делается не для другого, а только для себя, потому что Я делать зло не повелеваю».

— «Любящим Бога вся поспешествует во благе».(Рим.8, 28).

Все злое возникает из одного корня своей воли, которая имеет в себе две ненасытные пиявки, требующие подай и подай.

Св. старец Пимен говорил:

— «Не часто приходится им (бесам) воевать с нами, потому что мы и без войны с ними, исполняем волю, но чаще собственные пожелания наши бывают для нас бесами, они побеждают нас и смущают».


— «Теплота всегда приятна и всем, тем более мне старику. Вот сердце незлобного человека, предавшего себя всесовершенно воле Божественной»; а поэтому никаким возмущением не подверженного.

Да погибнет дом, пусть разорится имение, только да будет воля Твоя, Господи, в нас.

Все неудобно переносимые и горькие приключения могут быть удобно переносимы и умеряемы мужественным терпением.

Некто из мудрых учителей справедливо выразился: «считайте, тот день потерянным, в который вы, ради любви к Богу, не победили себя самых (т.е. своеволия своего)».

Кто покорен и послушен воли Божией, тот никогда не огорчается, не раздражается и не ослабевает под бременем печали до того, чтобы возбудить в себе гнев и негодование против распоряжений Вышнего.

Человеческую волю сильно держат в противлении Богу три недобрые качества оной: а) злые обычаи (навыки), б) недостаток долготерпения и в) непостоянство (изменчивость) желаний нашей воли.


Книга пятая.

О пособиях воле человеческой сообразоваться в деятельности своей согласно Божественной воле.

Упование – выше надежды, превосходит ее; ибо упование не есть, какая бы то ни была надежда, но – надежда крепкая, совершенная, непоколебимая никакими сомнениями.

Упование на Бога, должно обнимать собою все действия человеческие; тот только уповает на Бога, кто благоразумно содержит в себе это упование во всех предметах, как важных, так и маловажных, в каждом мгновении своей жизни верит истинно, всею душою, что Бог в свое время не оставит своего возлюбленного раба.

Упование касается сердца Божия и проникает в Него, не возвращаясь без Божией милости к уповающим на Бога.

Да будет нам известно и то, что всякая молитва наша, произносимая с должной покорностью воле Божией, бывает всегда услышана, и мы получим или просимое нами у Господа, или Он даст нам другое, что для нас лучше. Это весьма укрепляет упование наше на Бога. Все, о чем просим по воле Божией, Он услышит и даст нам.

Радуются великие мужи в скорбях и трудах, как мужественные воины в сражениях. Потому самые неудобства в здешней жизни, некоторым образом, необходимы :откуда можно узнать, насколько преуспел ты в надежде на Бога, если все сбывается по твоему желанию?

Действительно, для познания самого себя необходимы испытания. Немудрено возглашать в благополучии живя: «Господь – твердыня моя, необоримая защита моя, избавитель мой и пр.»

Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тимоф.3,12).

— «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринф.10,13).

Справедливо сказал Амвросий: «Там бывает большая помощь, где возникнут большие бедствия».


Верь мне, не ты один страдаешь так; много есть таких, которые страдая адскими муками, выходят из этого ада невредимыми. При сем, если и случится что-либо трудное для тебя, терпи долго, и ожидай, подобно земледельцу, благоприятного богатого жнива: уповай на Бога. Но уповающий на Бога все это побеждает удобно.

Спросишь при нашем уповании на Бога, каким образом мы удобно можем одержать эту победу?

Вот тебе шесть кратких наставлений для того:

1. Первое: если тебя постигнет злое приключение, ты немедленно, тот час же обратись к Богу, и открой ему свое сердце о том, чем ты страдаешь, что причиняет тебе нестерпимую боль. «Надейся на Господа, будь мужественен; да будет сердце твое крепко и надейся на Господа». Злые замыслы прогони от себя и всеми силами не допускай их до себя, истреби их, а непрестанно держи в уме: "Господи! Что повелишь мне делать?"

2. Второе: молчи и воздержи, хотя уста и язык, когда не возможешь удержать ума; последуй благому и благотворному совету царя Давида: «Я сказал себе: буду я осторожен на путях моих (в поступках своих); стану обуздывать уста мои, пока нечестивый предо мною; и я был нем и безгласен даже о добром» (Пс.38,2-3). По крайней мере, не говори о них и злого слова: пусть будет совесть твоя утешителем тебе.

3. Третье наставление. Благодари Бога, что Он благоволил удостоить тебя – страдать невинно, а если и заслужил ты страдание, то своим терпением загладишь вину и обнаружишь свое незлобие.

4. Четвертое наставление. Когда сколько-нибудь утихнет скорбная буря, обратись к молитве: призывая к себе на помощь Пречистую Божию Матерь, святых Ангелов и святых угодников Божиих.

5. Пятое наставление. Посоветуйся с человеком мудрым и, по наставлению Сираха, «без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся» (Сирах, 32,21).

6. Шестое наставление. Богу известно до малейшей черты, что ты уже потерпел и укрепить и изведать Он желает твое мужество. И так да будет уверен всякий, кто не получил от Бога просимого предмета, что он не тщетно молился, он умолит Бога, дать ему другое что-либо, несравненно лучшее.


Безмерную печаль поглощает долготерпение.

Истинное благородие христианского рода то, чтобы в сомнительных или весьма трудных случаях уповать на Бога и в Нем видеть крепкую опору. Такой ум (суждение) благороден и мужественен.

— «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12,12).

Если уже сами труды наши утоляют голод, то кто может себе представить, как будут сладки плоды трудов?

Древние люди писали на стенах следующие истины:

— «Кто дела свои поручает Богу, тот и здесь будет жить мирно и безмятежно, и там (в будущей жизни) наследит блаженство».

Предохранение от грехопадения всей жизни, и милость Божия, заглаживающая покаянием грехи, совершенные нами.

Справедливо сказал Августин:

— «Все то, что, не понимая, считаем мы происходящим случайно, неразумно и безо всякого Божия распоряжения, совершается оно по Божьему устроению».

Не забудем того, что Бог из каждого зла творит некоторое добро. Сообразующийся с Божественною волею ум человеческий делается как бы престолом Божиим, на котором восседает Бог, как Царь царей; и такого человека никто не дерзнет коснуться без Божия благоволения или попущения.

Сенека говорит:

— «Мы должны все переносить (терпеть) мужественно и не думать, что в мире нет начала правды, по которой все происходит».

Истинное упование на Бога есть то, когда мы, находясь в большом притеснении, в величайшей нужде и бедности, не падаем духом, но терпением побеждаем все наши невзгоды: ибо чем более переносим страдания, тем больше предуготовляется нам славы и венцов.

Святой Иероним говорил:

— «все в мире управляется провидением Божиим, и часто бывает лучшим врачеванием то, что считается нами за наказание».

Ибо совершать добрые дела и попускать злодеяния есть свойство, исключительно принадлежащее одному Божественному провидению.

«Своею мудростию не величайся… не будь мудр о себе. Ибо первый признак безумия – считать себя мудрым» (Соломон).

Василий Великий справедливо сказал: «Никто не остается чаще побежденным, как только тот, кто слишком на себя надеяться. Напротив, кто мало надеяться на себя, тот не начинает никакого дела, не призвавши напред Бога себе в помощь».

Для испытания доблести сердца необходимо, чтобы случилось нечто противное его влечению. Если принимаешь огорчения с озлоблением – чувствуешь величайшую тяжесть; если же с благодушием – то будешь иметь приятное утешение. Если ты добр - поймешь, что скорбь послана тебе для исправления в твоем поведении; а если ты злобен, то скорбь будет служить вместо каторги.

Учитель Бернард сказал:

— «Прошу вас внимательно слушать, ибо ничего не нахожу полезнейшего к наставлению вашему как только то, что где несомненно известно воля Божия, там наша воля должна следовать ей»; преимущественно же в тех предметах, о которых находим то, что известное в Священном Писании.

О том же, о чем мы сомневаемся, угодно ли оно Богу, или нет, должны мы быть нейтральными: ни очень стремится к нему, ни совершенно отвергать его.

Заключение из книги «Илиотропион».

1. Бог – Всемогущий Творец и Промыслитель о всем мире;

2. Человек – разумно-свободное творение Божие.

3. Взаимные отношения Бога к человеку и наоборот человека к Богу; то есть отношение Верховной, Всемогущей и Независимой воли Божией к воле человеческой, только в известных пределах разумно-свободной.

Илиотропион - название сей книги иносказательное. Оно означает собственно растение ПОДСОЛНЕЧНИК, составленное из слов СОЛНЦЕ и ЧЕЛОВЕК.

Солнце есть эмблема воли Божией; подсолнечник – эмблема человеческой воли.

Книга «Илиотропион» - эмблема соотношения между Богом и человеком.


p
2bl

400
2br

Уроки: № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11  № 12

НА ГЛАВНУЮ | НАЗАД | НАВЕРХ