"Бог есть любовь" (1Ин.4:8)
"Истинный христианин жаждет Богообщения, как своей заветной цели" (патриарх Сергий)
По мере развития в человеке Богопознания, в душе его начинается и Богообщение.
Как пишет архимандрит (патриарх) Сергий - "Святое общение с Богом не только есть долг человека, но является для него единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы. По самой причине своей, человек, по выражению св. Кирилла Александрийского, предназначен к тому, чтобы жить подле Бога.
Благо Богообщения состоит в достижении святости, а не в услаждении, как таковом. Поэтому первое неизбежное условие достигнуть этого блага есть самоотречение во имя безусловной ценности добра.
Познание Бога, - говорит св. Кирилл Александрийский -, может быть делом только того, который достиг уже такой степени силы, что никакого не придает значения плотскому и мирскому (чужд самоуслаждения), но способен как бы пылко и неукротимо стремиться духом к тому, что угодно Богу".
Здесь следует указать и на то ложное мнение, что Богообщение может достигаться душой христианина лишь к концу жизни на земле, после завершения земного подвига. Это опровергается епископом Феофаном Затворником, который говорит: "Неверно, что Богообщение является последней целью человека, и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих.
Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения.
Состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истиннонравственной и духовной жизни".
"Следовательно, - как пишет архимандрит (патриарх) Сергий, - святое общение с Богом является прямой необходимостью человека. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен, но и прямо нравственно мертв. В силу этого истинный христианин жаждет Богообщения, как своей заветной цели" (Фил.1:23).
Ставя себе целью Богообщение, следует оговориться, что достижение этого требует от христианина очень многого: чистоты сердца, любви к правде, истине и красоте. Требует смирения и самоотвержения, требует великого труда, многих жертв и напряжения всех сил человеческой души.
Вспомним из притч Господних, что нашедшему "сокровище", скрытое в поле, понадобилось "продать все", что он имел, чтобы купить поле с сокровищем (Мф.13:44). И нашедшему "одну драгоценную жемчужину" понадобилось также "продать все", что имел, чтобы приобрести эту драгоценную жемчужину (Мф.13:45).
Но при твердой решимости человека и помощи Божией благодати - "все возможно верующему" (Мк.9:23).
Вряд ли можно подробно говорить о всех следствиях Богообщения.
Богообщению сопутствует процесс преображения души - перерождения "внешнего" человека во "внутреннего" (или "душевного" в "духовного"), процесс метаморфозы (превращения) пороков души в христианские добродетели; процесс зарождения и развития в душе внутреннего зрения и внутреннего слуха, т.е. способности замечать и видеть свои грехи, страсти, пристрастия и недостатки.
В итоге оно ведет к приобщению души к "совершенной радости" Христовой.
Все вышеизложенное и составляет основную задачу наших очерков в целом и будет обсуждаться на многих страницах.
Следует оговориться при этом, что как много форм, так и еще более ступеней у Богообщения, и здесь возможно, а для нас и уместно, говорить лишь о первоначальных ступенях.
Те, кто достигал в Церкви Христовой более высоких ступеней Богообщения - обычно не рассказывали о них по смирению и скромности.
Лишь из наиболее великих святых некоторые дерзали делать это, имея целью поведать людям о чудесах Божиих и Его беспредельном милосердии для укрепления веры христианской. Можно думать, что признаками начала Богообщения будет свободное исполнение христианином заповеди Христовой по слову апостола Павла:
1) "непрестанно молитесь";
2) "за все благодарите";
3) "всегда радуйтесь" (1Фес.5:16-18).
Из заветов своим духовным детям старца о. Алексея М.:
4) "совсем, совсем забудьте о себе";
5) "будьте для всех солнышками";
6) "во всяком человеке усматривайте все хорошее";
7) "не замечайте в нем ничего дурного".
При Богообщении достигается и цель жизни христианина - стяжать Духа Божия, т.е. проникнуться Им, слиться с Ним, сделать себя неотделимым от Него, жить и дышать Им, заполнять Им душу, ум, сердце и волю.
На вопрос: что делает человека человеком? - можно ответить - Богообщение. И это решает судьбу человека и пригодность его к вечной жизни. Без общения с Богом человек ниспадает до цивилизованного животного, мертвого духовно и отсюда слепого по отношению к духовному миру.
Устраняясь же от Богообщения и не желая "знать Бога" человек устраняет себя от Предвечной красоты, загнивает душой и, как нарушающий своим безобразием мировую гармонию, должен быть устранен от последующих этапов в развитии мироздания, т.е. не допущен для обитания на "новой земле" и "новом небе" (Откр.21:1).