В. Черненко
Беседа 2.
Поврежденность человеческой природы. Христианское понимание спасения: кого? От чего? Зачем? Что означает - спастись? Сущность первородного греха. Грехопадение. Разрушительные свойства и смертельная опасность греха. Значение и смысл веры.
А. В прошлый раз мы закончили беседу твоим высказыванием о том, что человеческая природа в нынешнем её состоянии испорчена и искажена. Я много думал над этим и скажу, что не придумал, пожалуй, ничего вразумительного на этот счёт. Я даже не знаю, как подступиться к этой мысли. То, что мы все несовершенны, - это очевидно, и практик по совершенствованию ( в том числе и религиозных) - известно множество. Весь мир устроен восхитительно гармонично, все части и частички его подогнаны с немыслимой, гениальной разумностью, но он тоже в какой-то мере несовершенен, хотя бы в силу того, что подвержен разрушениям. Может ты это имел в виду? Говоря по-правде, какой-то своей личной природной повреждённости я не чувствую, а порой, так даже очень наоборот - бывают моменты большой радости, даже восторга, да и простыми обычными моментами наполнена жизнь, просто потому, что она так устроена. Может, христиане всё же сильно сгущают краски?
о.Н. Твои рассуждения откровенны, и построены они на правдивости твоих ощущений, в которых ты, несомненно, искренен. Повреждённость природы человека (т.е. меня!) - мысль неслыханная и, пожалуй, самая сложная для восприятия нерелигиозному мышлению. Христианство говорит о несовершенстве в том смысле, что оно является следствием глубокой, сущностной повреждённости человеческой природы. Иными словами, речь идёт не о том, что “нынешний человек не таков, каким мог бы стать, усовершенствовав свои способности”, а о том, что сущность христианского понимания человека состоит в том, что “ нынешний человек в принципе не таков, каким он задуман и должен быть.”
А. То есть, он “спроектирован летать, а не ползать?”
о.Н. Что-то в этом роде.
А. Ну, а чём эта повреждённость, эдакий “производственный брак ” выражается (и, в частности, моя личная)?
о.Н. А ты не ёрничай, но лучше постарайся вникнуть, ведь тяжелее всего объяснять очевидные вещи, которые находятся перед глазами, их-то чаще всего человек и не замечает. Как например, воздух - дышит им человек и не обращает на него внимания. Не осознать мысль, что я не только не совершенен, но и глубинным образом не тот, какой должен был быть - значит не понять христианство.
А Так в чём же эта повреждённость естества выражается?
о.Н. Во-первых, в смертности человека. Никто не избежит телесной смерти, и этот факт мы осознаём. Во-вторых, в помраченности нашего внутреннего, духовного мира: человек отсечён от высших чувствований, высших знаний (разумений), высших стремлений, (то есть от своей божественной природы) все они у нас “заземлены”. Три основные силы и составляющие души: ум, чувства, воля - находятся не в личностном единстве, а в “рассечённом”, разновекторном, несогласованном состоянии.
Это ведёт к тому, что такой человек не способен постичь истинное счастье для которого Бог его создал. Дело в том, что единственно свойственным состоянием человеческого сознания должно быть состояние высшего непрекращающегося счастья, некоторые намёки на которое он встречает в земном “счастье”. Так слепорождённый человек, который не знает света, красок и видимого пространства, иногда радуется отдельным пятнышкам тусклого просветления, принимая их за свет, о котором он слышал и который так стремится увидеть.
Стремление к счастью так свойственно человеческой натуре, что он в каждом (подчёркиваю!) своём желании, помышлении и стремлении направлен на него - ты только внимательно всмотрись в себя и других людей. Даже всякий человеческий порок - это, в конце концов, извращенное стремление к счастью. Пьянство, наркомания, обжорство, плотские удовольствия и т.п. - это обманные, гибельные пути к тому, что присуще человеческому существу в высшей степени.
Все мы духовно “слепорожденные”, и сами вернуть себе зрение не можем - такова степень повреждения человеческой натуры. Сущностное, фундаментальное изменение ее - такова задача и цель земной жизни, и христианство призвано восстановить природу человека, воссоздать его бытие в естественном, первоначальном состоянии – в блаженстве. Осуществить это может только Бог, но непременно с личным желанием и стремлением самого человека. В этом суть того, что христианство называет спасением - воссоздании своего естества. Христос именно потому - Спаситель, что Его добровольная крестная смерть это спасение осуществила. Каким образом - обсудим несколько позже, это отдельная богословская тема.
А. Не скрою, душа полна скепсиса. Невероятная задача - восстановление естества, достижение божественного состояния и т.п.: слишком громко звучит, выглядит нереально, даже декларативно.
о.Н. У меня тоже были подобные мысли в начале, признаюсь, момент “прилаживания” моего мышления и опыта к этому фундаментальному понятию был довольно длительный. Тут не стоит спешить, нужно дать себе время на размышления. Именно в этой точке многие-многие, не поняв ее, отходят от подлинного христианства, искажают его, подменяют более понятными для себя, “облегченными” задачами. Нужно понять ( повторяюсь) - не спасение от каких-то земных неприятностей, не от террористов, не от социальной несправедливости и т.п., но сущностные изменения личности человека в перспективе его вечного бытия - вот задача христианства. Хотя, конечно, это вовсе не означает неучастие в земных жизненных делах - даже наоборот. Но главная цель все же одна - спасение души.
А Возникает одна непонятность: если “спасение”, то от чего нужно спасать: от моего нынешнего состояния, т.е. от нынешнего меня самого? Можно ли говорить о спасении от смерти и гибели, если тело все равно умирает, а душа - бессмертна? Какая-то неувязка, разве нет?
о.Н. Эту словесную неувязку ты заметил правильно. Она исчезает, если понимать весь этот процесс в перспективе вечного бытия. Личность человека после земной жизни переходит в иной, духовный мир. Но он не однообразен. Есть две стороны духовного бытия - свет и тьма, рай и ад, и это вовсе не аллегории, а реалии вечности. Если оставить в стороне наивные, примитивно «народные» представления, то рай - это свет бытия в вечности с Богом, ад - это тьма, мрак бытия без Бога. И всякому человеку предстоит быть либо в одном состоянии, либо в другом, третьего - нет, так учит Православная Церковь. И почему реальность такова - нам не постичь, ее нужно принять, как данность.
Спастись - значит избежать темного, непредставимо мучительного бытия в вечности без Бога, т.е. спастись от того, что в христианской терминологии означает “духовная смерть”. Если бы жизнь не имела этой опасной стороны, Богу незачем было приходить на землю и Своим страданием спасать нас.
А. Когда ты говоришь о спасении, невольно возникает ассоциация со слабостью и беспомощностью. В спасении нуждается слабый, разве не так?
о.Н. Многие, глядя со стороны на христианство, полагают, что это религия слабых, пассивных людей, просящих их спасти. Такой взгляд – очень поверхностный. Спасение нужно не одним христианам, но всему миру. Не слабый, а сильный жаждет спасения, слабый же хочет помощи. Как сказал один современный богослов: «Слабые согласны на то, чтобы пожить и умереть. Сильные считают это недостойным человека и мира».
А. Мне показалось из твоих слов, что если человек сейчас живет без Бога, то после смерти он не унаследует высших состояний, а будет довольствоваться нынешним? Тогда это тоже неплохо, на такое согласно будет, пожалуй, большинство. И потом, а если мне достаточно того счастья, которое я имею здесь, сейчас и мне не нужно никакого высшего, Божественного? Ну, такой уж я человек, может, у кого-то не складывается жизнь, ему, возможно, плохо, а я люблю семью, природу, работу, я вовсе не эгоист - помочь другим я не против, но я действительно люблю этот процесс - жизнь. Что я такого плохого делаю, за что я должен потом в “иной” жизни мучиться?
о.Н. Ты что-нибудь в жизни терял? Деньги, машину, собаку?
А. Конечно, и не раз.
о.Н. Было обидно?
А. И обидно, и больно - мучился, переживал, ну, что ты!
о.Н. А терял ли по-настоящему: если состояние - так все, или самого близкого, родного человека, который уже - половина тебя, отрывал ли его от сердца? Может, с кем-то близким-близким расставался, или он умирал? Помнишь ли, как страдала душа, какое отчаяние, какая это мука невыносимая? Как невыразимо больно при здоровом-то теле? Вот здесь душа явно обнаруживает себя такими страданиями. Думается, это лишь слабое подобие той реальности, которая открывается душе, отвергавшей Бога, когда при разлучении от тела она начинает осознавать, что теперь ей предстоит жить без Бога вечно, потому, что она по своей воле не захотела быть с Существом, Создавшим ее , Любящим ее, Звавшим и Ожидавшим ее всю жизнь, однако не позволившим Себе попрать свободную волю Своего создания.
Со смертью тела душа переносит в вечность весь свой (твой) земной опыт. Это решение: быть или не быть с Богом человек принимает сам - всей своей жизнью. И это означает вовсе не то, что Бог сердится и в порядке мести за земные деяния повергает тебя в состояние вечного одиночества, тоски, муки, угрызений совести и отчаяния, а то, что душа человека наделена Богом истинной свободою, и она самовластно избирает свое бытие, в особенности, если человек о Боге знал, но решил не следовать за Ним, отдавая предпочтение чему-то иному. Спастись же Бог желает каждому, без исключения, и не только желает, но сделал все для этого.
Что касается “порядочности без Бога”. «Страшной свободой обладает человек» - сказал кто-то из святых. Одно дело, когда человек живет полнокровной, полезной жизнью в семье, в своей деятельности, он добр, радостен, и живет с осознанием своего Творца и внутренним стремлением к Нему, которое проявляется в молитве, в познавании Его, следовании тем законам жизни, на которые указывают библейские заповеди (т.е. в полноценной, живой, радостной связи с Богом). И совсем иное, когда человек бесшабашно радуется этой “удающейся” жизни, никогда не вспоминая о Боге, не утруждая себя знать Его и живет так, будто Его нет. Душа свое нежелание знать Бога здесь, на земле, переносит в вечность.
А. Как же получилось, что совершенный, созданный Богом по своему образу и подобию человек потерял свою первоначальную природу?
о.Н. Да, христианство говорит, что человек пал. Но само это падение есть свидетельство высоты божественного достоинства человека, ибо только высокое может пасть только падение высокого представляет собой трагедию. Мы живем в мире великих упрощений и поэтому великого обеднения. Религиозность же дает полноценный, реалистичный взгляд на процессы, происходящие в мире и в самом человеке. В этом отношении понятие греха имеет ключевое духовное значение. Не познав сути греха, невозможно человеку познать себя.
Перейдем к объяснению того, что есть грех. Надо сказать, что понимание в полноте фундаментальных событий мироздания останется тайной для нас земных, недуховных. Тайной не потому, что кто-то что-то скрывает, а в силу невозможности нашим ограниченным сознанием постичь эти процессы. Возможно, они откроются “там”.
Учитывая эту ограниченность, Священное Писание гениально повествует (открывает) людям о началах бытия мира и человека. В них - лаконизм, полнота и ясность, совершенно достаточные для духовного восприятия Истины и для спасения. В первой книге Библии - Бытие описывается поворотное событие в истории человечеств - утрата человеком первоначальной природной цельности (кстати, это понятие раскрывает христианское понимание слова «целомудрие»), что принято называть грехопадением, или первородным грехом.
А. Ты имеешь в виду библейскую легенду о вкушении яблока Адамом и Евой?
о.Н. А почему ты называешь повествование Священного Писания легендой?
А. Ну, по обыкновенному принятому представлению. Не могло же такое происходить на самом деле?
о.Н. С чего ты взял, что “не могло”?
А. Да, слишком уж все мифологично.
о.Н. А ты хоть читал сам это место Библии? Это во-первых. Во-вторых, да будет тебе известно, что миф - не сказка, и, в отличие от выдумки, он всегда отражает определенным языком и образами реальную идею бытия. И, в-третьих, почему ты уверен, что описываемые в Библии события не являются исторической реальностью? На чем основана твоя вера в несуществование такого факта?
А. … Уф, ну ты “задавил” меня. Ладно, трижды отвечаю: “не знаю, я просто так это себе представлял”, признаюсь.
о.Н. Хорошо, что сознался. Поступим так: я попытаюсь тебе дать описание сути понятия греха без обширных пояснений, потому что аргументацию найдешь в литературе. Посоветую тебе “осилить” небольшой по объему (но не по мысли!) труд великого христианского мудреца, святого Василия Великого “Шестоднев” - его толкование Библии о шести днях сотворения мира. Кстати, знаешь, кто сейчас со всевозрастающем интересом вчитывается в первые страницы Священного Писания?- Ученые! Последние научные сведения из различных областей для них более, чем кому- либо говорят о существенности и неслучайности каждого слова в описании процесса зарождения мира и жизни.
И еще, очень посоветую прочесть раздел “Первородный грех” в небольшой, но очень значительной книге В.Н. Лосского “Догматическое богословие” (обычно они издаются вкупе с “Очерками мистического богословия Восточной Церкви”). И вообще, приобрети ее в свою библиотеку - книги такого уровня мысли встречаются редко. Помимо того, что она исключительно глубоко и внятно раскрывает православное богословие, она дает понимание мощи интеллектуальной основы, на которой стоит Православие. Пускай те “умники”, которые считают христианство примитивным и простецким по сравнению с теософией и прочими подобными ей системами, попробуют осилить хоть один параграф, хоть два абзаца. И дело не в “заумности” изложения, скорей наоборот - а в той подлинной насыщенности христианства Истиной, эту книгу невозможно конспектировать!
Итак, вернемся к первородному греху. Согрешение состояло не в том, что Богу было жалко яблоко, которое съели Ева и Адам. Первые люди были наделены высшими совершенствами, ибо сотворены были “по образу и подобию” Самого Бога, в том числе и истинной свободой, т.е. они были свободны (подобно Богу, обладающему Абсолютной свободой) в своих деяниях. В созданном Богом мире, включая человека, не было ничего такого, что предназначалось бы для того, чтобы быть вне Бога, то есть в аду. Человек был создан для жизни с Богом в вечности, для служения высшим целям мироздания.
Для того же, чтоб осуществлялась подлинная Любовь человека к Богу, он был наделен Божественным качеством - свободной волей, которая может осуществляться, только если есть выбор. Именно это условие определялось для первых людей единственным ограничением, сопровождавшимся предупреждением - не вкушать с древа познания добра и зла. Как писал В. Н. Лосский в упомянутой книге, Бог “рисковал” всем мирозданием, наделяя свободой, сродною со Своею, сотворенное Им существо.
По своей созданной природе человек имел возможность быть как бессмертным, так и смертным, когда Бог давал ему выбор и предупреждение: “ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь”(Быт.2,17). Словосочетание “смертию умрешь” мы посчитали бы тавтологией, но на самом деле оно косвенно подсказывает о том, что смерти- то еще не было, и Адам не знал, и не мог знать, что это такое, ему следовало просто поверить, и до конца довериться Богу, Его воле, заботе и Любви.
Момент нарушения воли (просьбы, предупреждения) Творца - оказался событием космического масштаба. В мире царила Божественная гармония, и вдруг в нем только один элемент самовластно стал “небожественным”, дисгармоничным : созданный Богом человек пошел против Его воли. И один этот акт разрушил гармонию мироздания. Весь мир после этого стал другим, т.е. таким, каким он является сейчас, ибо в него через непослушание Творцу в жизнь вселенной вошла смерть. Это стало первым, а потому и самым большим грехом. Вследствие грехопадения человек нанес себе и миру смертельную рану, смерть теперь стала присуща всему миру и всем существам на земле. С этого момента человек потерял свою истинную свободу, дарованную ему Богом и стал рабом греха, подверженным злу. Грешить, стареть, болеть, умирать, разлагаться – недуги этого рабства - были привнесены в жизнь собственной свободной волей человека.
А. Только от одного акта непослушания? Как же так?
о.Н. Конечно, нам не постичь этого до конца, но то, что тогда произошло, напоминает ситуацию, когда у большой, или даже у самой большой надувной лодки или шара появляется пускай даже микроскопическая дырочка, то какой бы маленькой она ни была, все же нарушила целостность оболочки, и тогда результат неизбежен - хоть через некоторое время, но все же происходит катастрофа. Так и произошло с Адамом, который прожил 930 лет и умер. А мир стал наполняться злом, смертью, разложением.
Удивительно отчетлива личностная психологическая картина происшедшего с первыми людьми, и это описание очень важно, поскольку ярчайше описывает сущность того, что есть грех, семя которого затем понесли все их потомки. Во-первых, Адам и Ева, вкусив плода добра и зла, стали видеть (осознавать) свою наготу и, устыдившись, спрятались. За первым грехом непослушания (т.е. противления воли Бога) сразу же следует зло, так как до этого, находясь в раю, Адам и Ева зла не ведали. Признаком зла стало смущение и страх, заставивший их бежать от очей Бога. В дальнейшем страх – это противоестественное духовное состояние человека - стал неизменным спутником всякого греха и преступления – «Грех в душе - что страх в лесу».
Во-вторых, еще одной характеристикой именно первородного греха является безумие - в прямом смысле слова. Оно проявилось в помрачении ума, т.е. отсечением связующей нити разума человека с Разумом Бога: ведь только что, до грехопадения, Адам и Ева видели Бога, беседовали с Ним, и вдруг - уже безумные - убегают и прячутся в кусты от Того, Которому не то, что они - вся вселенная, каждая молекула Ему видна в своей сущности! Вот так люди с тех пор стали нести в себе этот “вирус” без-умия, перестав понимать и ощущать существование и близость Бога. Человечество начало быть не-ведающим Бога, как своего Создателя и Отца. По учению Церкви, грехопадение ввергает человеческую природу в противоестественное состояние, извращая иерархический строй человеческого существа, когда его воля, чувства, ум - расщепляются, перестают быть едиными.
Порой случается несчастье: у родителей рождается неполноценный ребенок, когда при совершенно нормальном физическом развитии, он не воспринимает родителей, для него они являются такими же предметами, как и остальные, те, что воспринимают его органы чувств (я ссылаюсь, к сожалению, на конкретный пример). Не описать горе этих людей - у них есть силы, здоровье, ум, талант, благополучие, а их сын не имеет ни малейшего понятия, кто эти существа, которые о нем пекутся, пытаются его излечить, дать ему свою любовь и как горьки их безмолвные слезы…
Медицина бессильна, человек растет, вырастает, оставаясь тем же биологически нормально живущим существом, пребывая в духе неведения о своих родителях. Возможно, он проживет долго, но так и не узнает ни себя, ни папу, ни маму. Жизнь для него бессмысленна. Таков всякий человек, не осознающий своего Творца и не ведающий о своем Божественном Отечестве - он безумен. Живет в доме Отца, но безразличен к Нему и дару общения с Ним, лишен сыновства и смысла своей жизни.
В отличие от упоминаемого мальчика (о котором Господь не забыл, и несомненно печется о его спасении неведомыми нам путями), люди, слышащие о Боге, о Христе, не хотят прозревать! И это отвержение себя от Божества - страшно. Есть множество свидетельств, когда люди с ужасом узнают о своем заблуждении в последние моменты - перед своей кончиной, когда им открывался страшный мрак того атеистического упорства, с которым они всю жизнь защищали свое будущее несуществование, фанатичную веру в черную яму своего небытия.
Адам узнал цену рая и бытия с Богом после их потери и его страдания были безмерными, по преданию, всю жизнь до смерти его глаза плакали, ведь он в Бога не верил - он Его знал…
Есть в описании грехопадения существенная деталь. Зная, что произошло с Адамом и Евой, Бог, тем не менее, спрашивает их о случившемся, и вопросы, которые Он задает явно подводят их к тому, чтобы люди признали свою вину и раскаялись в нарушении воли Творца. Но все Его попытки склонить людей к покаянию оказались безуспешными, и вместо чувства Любви к Богу, бывшего до того единственным у Адама, он вдруг проявляет дерзость (вот оно - помрачение чувства), даже обвинение Бога в том, что Он, дескать, дал ему такую жену, которая его соблазнила. Это помрачение чувств носит название “гордыня”, и этот грех считается матерью всех остальных грехов, поскольку им отвергается авторитет Творца и Его воля заменяется волей падшего человека – волей, ведущей к разрушению и гибели. Мир оказался пораженным злом и смертью, потому что не последовало волевого акта, который бы смог вернуть вселенную в прежнее состояние, акта - покаяния, извинения. Дело в том, что в результате грехопадения воля человека тоже извратилась и стала неспособной на благое действие; в человеке нарушилась целостность всех его сил. А ведь все могло быть исправлено покаянием Адама и грех был бы прощен…
Итак, каковы последствия грехопадения? Во-первых, появление в мире смерти. Во-вторых, искажение природы самого человека: помрачение ума (невидение и неведение Бога); помрачение чувств (вместо Любви - гордыня, раздробление и озлобление чувств); прекращение действия Божественной воли в человеке и подмене ее человеческой; отвержение покаяния - забвение милосердия Бога.
Такова вкратце картина происхождения и сущности греха, и того состояния, в котором находится нынешний мир и человек (увы, в частности, и мы с тобой ). Поэтому отождествлять грех просто с плохим поступком было бы очень поверхностно и неверно. Плохой, безнравственный поступок в определенном смысле есть следствие греха, а не сам грех.
А. М-да, картина, прямо скажем, тяжелая. И что же нам делать с таким “наследием”?
о.Н. Как что?- Спасаться! Ничего более целесообразного в этой жизни делать невозможно, это же очевидно.
А. Конечно, тут напрашивается вопрос: как?, но прежде я спрошу еще кое о чем. Насколько я понял, главным препятствием для присущей человеку по его изначальной природе божественной жизни является первородный грех, который совершили Адам и Ева. Ну, а остальные, те люди, которые следовали после них, ведь они этого греха не совершали. Чем виноваты они, ведь потомки за предков не отвечают?
о.Н. В юридическом отношении твое замечание, конечно, справедливо, но в отношении греха все не так однозначно. Христианство выработало целостное и очень глубокое учение о грехе, которое нужно бы усвоить основательно. Ты своим вопросом затрагиваешь лишь одну его сторону, хотя важную. За первородный грех прародителей человек персональной ответственности не несет, на нем нет этой вины, но он ответственен за свои личные согрешения. Однако, ему необходимо учитывать фактор испорченности своей природы и ясно представлять ее воздействие на жизнь.
Мы, т.е. все люди, появившиеся после Адама и Евы, наследуем природу, уже поврежденную, тленную, смертную – увы, такова реальность, из рамок которой ни один человек выйти не может. Первородный грех является почвой, из которой вырастает личный грех человека, который совершается уже по его личной воле - это его личный, волевой, сознательный акт. “Рабство греху” - вот следствие отпадения праотцев от воли Бога, неизбежно поражающее каждого человека, горький плод непослушания Богу, который сопровождает нас всю жизнь.
Но мы не брошены Богом, ни одна рожденная в мире душа не остается без Его заботы. Он дал нам путь возврата к Себе, к тому первозданному «Адамовому», но уже - по выражению святых отцов - «непадательному» состоянию, а заповеди, зафиксированные в Библии, которые Он дал людям – это призыв и указание способа вернуться к своему божественному предназначению.
А. Ты так серьезно подходишь к этому вопросу, что невольно возникает мысль о том, что общество этим совершенно не обеспокоено. Это как понять?
о.Н. О, это опять предмет отдельного крупного разговора. Одним словом сказать о том, почему мир скептически и даже с насмешкой смотрит на столь очевидный для религиозной мысли губительный факт, не получится, - «нет повести печальнее на свете»… Но можно дать тебе некое реальное ощущение того, о чем спрашиваешь. Будь добр, ответь: ты чувствуешь себя грешным сейчас, в эту минуту?
А. Пожалуй, нет. Если всерьез, то, конечно, не чувствую, хотя знаю и помню некоторые темные пятна в жизни. Но, по правде, чтоб я сокрушался сильно по ним – нет; есть, конечно, сожаление о происшедшем, но не более.
о.Н. Видишь ли, нынешнее общество не знает, что такое грех, из его сознания это понятие выветрено почти полностью. Люди, разумеется, применяют это слово, как словечко для игривости и забавности речи. Но стоит только придать ему хоть какую-то серьезность, человек тут же начинает избегать дальнейшего рассуждения, он внутренне протестует и негодует на то, что кто-то или что-то может указывать ему о плохих сторонах его жизни и натуры. Грех - это болезнь, язва души, а не тела, но мир о душе, о бессмертии, вечности уже почти ничего не знает и не желает знать.
Опыт Православия говорит людям об одной психологической особенности греха: человек всегда анестезирует свое ранение души удовольствием, чаще - телесным, как если бы гнойную рану тела постоянно обезболивали. В таком случае она незаметно и неизбежно разрушит какой-то орган. Самое трудное для человека - увидеть, услышать свою душу, потому, что эта способность была утрачена в грехопадении.
. А. Подожди немножко, мне трудно воспринимать мысль о том, что мы не чувствуем грех, не видим свою духовную болезнь и поврежденность. Я осознаю себя, следовательно, я могу оценивать свои чувства и поступки. Ведь так?
о.Н. Люди обычного, нерелигиозного мышления живут уверенностью в том, что уж они точно и определенно знают себя, свои потребности, возможности, мысли, характер, состояние здоровья и т.п., иными словами, они думают, что обладают полной и достаточной информацией о себе, как о существе, и, исходя из этой уверенности (как оказывается, совершенно ложной), они принимают решения, совершают поступки. Это очевиднейшая иллюзия! Об этом свидетельствует поток ошибочных, вредных, разрушающих жизнь человека действий и решений, шлейф уже совершенных, череда совсем скоро ожидаемых или перспективных деяний, которые по результатам совершенно отличаются от желаемого и задуманного.
Жизнь человека, не учитывающего духовных законов, по сути состоит из ряда ошибок. Почему? Все дело в неполноте информации о себе. Из внимания упускается наиболее значимая сторона человеческого “аппарата” - отсюда неверные поступки, в результате чего - вместо ожидаемого счастья и радости, душевного мира оказывается досада, сожаление, горе, неприятности, несчастье, страдание и т.д. Человек очень многого о себе не знает. Удивляться этому не стоит: к примеру, ему ведь не дано увидеть даже своего лица! Люди могут видеть только плоское отражение его, но не само лицо - что уж тут говорить о невидимой душе. Правильное религиозное воспитание как раз и дает возможность максимально реалистично и достоверно знать себя, жизнь и принимать оптимальные решения, получая наибольшую жизненную пользу.
Правильно формированное мировоззрение (лучше всего - смолоду) - это самое важное, ценное и даже экономически наиболее выгодное, что может быть у человека. Так же, как глубокое, многостороннее образование, оно является основой материальной, культурной, социальной и психологической устойчивости, - ведь правильные и полноценные знания всегда практичны, они дают свободу и максимальные возможности.
Православие объективно представляет собой свод самых правильных и точных духовных знаний о мире и человеке, используя которые, он может ясно видеть каждый свой поступок, проблемы, пути и средства их решения.
Однажды, сидя в зубоврачебном кресле, я ожидал действия обезболивающего укола. Скоро я перестал чувствовать десну, язык и всю щеку, началось сверление и все остальное… Когда дело подошло к концу, наркоз был крепок и не отпускал еще долго. Я спросил врача: “А если сейчас скальпелем прорезать щеку, или даже отрезать от нее кусок - будет больно?” Да нет, - ответил врач,- будет ощущение легкого щекотания”. Я представил себе такое и похолодел: отрезать щеку, изуродовать себя, кровь - ручьем, и ничего не чувствовать! Жуть! А врач, кстати, предупредил: “Пока наркоз не отошел, будьте осторожны за обедом - не то ненароком и незаметно “сжуете” щеку”.
Вот что-то подобное происходит с анестезированной душой, но раны ее реальны, действительно существующие - это правда! Представь себе, если бы люди перестали чувствовать физическую боль. Вот красота - зуб гниет, а не болит; порезался, сломал ногу - не болит; обжегся, тело покрылось волдырями - не болит! А раз не болит, то и ладно. Так тогда же все люди будут калеками, безболезненно погибающими! Именно это и происходит с духовной природой нерелигиозного человека. Боль - это сигнальная система тела. Христианство призывает, умоляет, научает восстанавливать спасительную болевую систему души. Ах, если бы люди хоть маленькую толику своего внимания и времени посвятили попыткам осознания греха, скольких бед, несчастий и болезней они бы избежали! А сколько внимания и времени тратится у телевизоров на сущую чепуху!
Очень страшно то, что по телевидению сейчас осуществляется уже неприкрытая (поскольку люди-то религиозно невежественны и морально отупевшие, “придышавшиеся” к экранному и жизненному зловонию ) пропаганда самых гнусных, самых смертельных грехов. Грех - это не только безнравственный поступок, это то, чем человек наносит страшный вред своей душе. Ее мы поражаем гневом, завистью, злобой, эгоизмом, жадностью, самолюбием, раздражением, высокомерием, изменами, половой распущенностью и извращениями, желанием зла другому, гадкой радостью от неудачи или беды у другого, тщеславием, гордыней, унижением другого, превозношением себя и проч., проч. - здесь только поверхностный слой того духовного зловония, которое свидетельствует о гнилости души и ее разложении. А ведь в действительности душа болеет более глубокими и опасными болезнями и пороками. Об этом ярко писал Ф.М. Достоевский, который хорошо знал человеческую душу: «Если б только могло быть ..., чтоб каждый из нас описал всю свою подноготную, но так, чтоб не побоялся изложить не только то, что он боится сказать и ни за что не скажет людям, не только то, что он боится сказать своим лучшим друзьям, но даже и то, в чем боится подчас признаться самому себе, - то ведь на свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было задохнуться».
Я хорошо понимаю, что очень непросто вдруг осознать духовную беду, о которой ты только услышал. То, что ты вчера считал за норму человека, считал его достоинством и даже доблестью, сегодня видеть смертельным для себя состоянием. Очень трудно согласиться с тем, что ты все же болен и находишься в опасности, когда все так лучезарно и удачно складывается кругом? Ну, что за бред считать себя порочным ? Почему мне нужно понуждать себя на то, чтоб не сердиться на других, считать своим не то, что беру, а то, что отдаю? И более того, любить всех окружающих и даже врагов (представляешь, бизнесмену любить своего конкурента?)
Сегодня для многих эти установки человеческого бытия не в книжках, а в жизни будут казаться почти идиотизмом. Христианство знает, как далеко ушел человек от понимания любви и осуществления ее в жизни. Любовь это не то чувство, которое человек почему-то (мол, так хочет Бог или еще кто-то) должен искусственно возбуждать в себе (такое очень быстрое “обращение”, как правило, наблюдается у сектантов и проч. - слащавая этикетная приветливость, нарочитая улыбчивость, словечки “брат”, “сестра” и подобный карамельный антураж, хотя и в православной среде такое восприятие христианства нынче не редкость).
Православие говорит о подлинной Любви - этой трудно добываемой жемчужине человеческой личности как об исконном, природном свойстве человеческой натуры, заложенном при его создании. Эта Любовь - суть человека, однако грех всевает в душу те порочные свойства, которые затем человек “вскармливает” своей жизнью. Они закрывают, заглушают эту высоту и чистоту неприродными ему и несвойственными ему качествами. Злоба, лукавство, зависть, корысть, пороки действуют в нем вместо Любви, поражая, уничтожая, извращая ее. Как беден человек, не живущий и не пытающийся жить поиском ее! Как жалки утехи (власть, женщины, деньги, алкоголь и т.д.), которые этот слепец принимает за настоящую радость. Замаранная, зараженная, гниющая душа не позволяет увидеть свою беду. Как бедны, нищи мы все, не знающие себя подлинными - любящими Бога, людей.
Бедные, бедные девочки, воспитанные и наученные внушениями СМИ, легко расставаться с невинностью, непринужденно становиться на дорожку разврата, считая все это не только позволительным, но и необходимо-культурным! Бедные мальчики, познавшие все и вся в своей ранней юности! Как рано, как греховно, как безвозвратно потеряны свет и чистота, о которых всегда будут сожалеть впоследствии! Как это печально и губительно: не будет ни полноценных, крепких, счастливых семей, ни хороших, здоровых, умных детей, ни счастливых матерей, ни добрых, мужественных, счастливых отцов, и слезы, слезы, слезы… Вас обманули, вас обманывают! “Порок сладок и престижен” - вот мысль, впечатываемая в мозги и сердца миллионов. Таких каналов воздействия множество, и работают они агрессивно и слаженно. А люди живут, ничего не желая знать, безумно радуясь процессу своего тления…
А. В последних словах ты, вроде, намекаешь на грех, как на кем-то управляемый процесс.
о.Н. Грех - категория не абстрактная, а очень конкретная и у нее есть действительно личностный источник, который указан в Священном Писании Это тот, кто подтолкнул прародителей к грехопадению, - сатана.
А. Ты полагаешь, что сатана - реальная личность, действительно влияющая на жизнь людей?
о.Н. Не то, что полагаю - это несомненный факт, реальность нашего бытия. В наши времена дьявол, бесы проявляются уже не скрываясь: вглядись повнимательнее в гнусные изображения, окружающие, обступающие современного человека, особенно молодежь, - таким образом происходит массовое привыкание к образу сатаны. Можно сказать, что им уже привит массовый навык сатанинского образа действий и поведения. Это не забавы и не плод испуганного, воспаленного воображения, и то, на что я тебе указал - лишь видимые штрихи проявления невидимого темного мира.
Не знать и не желать знать об этой стороне жизни - это значит несерьезно, безответственно относиться к себе, близким, детям, к своему бытию; так, будто живешь в местности, зараженной чумой, и не желаешь делать прививки и соблюдать меры предосторожности. Религиозность предполагает не жизненную расхлябанность, а наоборот - собранность, подтянутость, активность и осмотрительность.
А. Это опять что-то новое для меня. Разумеется, я слышал и разговаривал о таких вещах, правда, без смыслового акцента. Но чтоб относиться ко всей бесовщине всерьез - тут у меня что-то не складывается, не доходит…
о.Н. Как-то в одной из телепередач один известный журналист разговаривал с академиком Дмитрием Лихачевым, - мудрейшим человеком. В какой-то связи речь зашла о дьяволе и этот журналист, думающий о себе, что он - несомненно культурный, обратился с легкой насмешкой к академику в таком духе: “Ну, мы-то, мол, интеллигентные люди, не можем, конечно, всерьез думать о таких небылицах?”. На что последовал спокойный, как бы в сторону ответ, уже загодя предполагавший неизбежное непонимание: “Конечно, существует. Несомненно”. И дальше разговора в этом направлении не последовало, так как “образованный” журналист сильно смутился и профессионально увел его в сторону.
В мире царит религиозная безграмотность, духовное невежество, люди живут и не знают, не ведают главных законов своего бытия…
А. И теперь я задам вопрос: “Так как же спасаться?”. По-видимому, задача, как я понимаю, куда как не простая.
о.Н. Сложная, но реальная и необходимо достижимая. Она же - единственно существенная. Суть и главная трудность заключается в одном - внутренней борьбе человека с его греховностью, т.е. в изменении, исцелении естества от греха, как личного, так и первородного. Иначе говоря, задача состоит в том, чтобы пораженную душу лечить, оберегать, растить. И самое сложное в этом деле не поиск средств и способов - они все известны и имеются в достаточном количестве. Главное - увидеть свой грех, духовные язвы своей души, твоей личности. Человек, не всматривающийся всерьез в свою душу, не может растопить наркоз неведения ее реального состояния. Религиозная духовная жизнь человека имеет целью устранение этой смертельной анестезии и осознание реальной картины, верного диагноза болезни души ради ее исцеления. Конечно, все это требует решимости и деятельности.
Дело спасения - это не слащавое сюсюкание, которое нынче зачастую принимается за религиозность, и в то же время не солдафонская муштра, не нарочитая грубость и некультурность, а евангельская мудрость, стоящая на любви, на разумности в каждом деле и проявлении жизни. Это, прежде всего, организованный процесс, бесценный опыт которого хранит и развивает Православие. Оно возвещает и открывает человечеству возможность спасения – по сути самого важного деяния и единственно существенной цели человеческой жизни. Человеческим грехом в бытие мира вошла смерть, однако Своею смертью Господь Иисус Христос спасает нас от наших неизбежных человеческих смертей. Как? Через воскресение. Да, конечно, мы все умрем, но теперь так же неизбежно и воскреснем, и путь этому воскресению Своим Воскресением проложил Христос-Спаситель. Таким образом, становясь христианами, мы истинно являемся спасаемыми от смерти. В этой связи важно знать, что в Православии смерть понимается не только как конец жизни, но и как сама жизнь, когда она проходит как бессмысленная трата, утечка, угасание.
Можно много рассуждать о загробной жизни, но если у человека не будет веры - этого особого инструмента познания действительности, то знания о загробном бытии не получат сцепления с жизнью и не смогут ее изменить или повлиять на нее. Без веры эти знания - бесплодны, а в какой-то степени даже могут и вредить.
Нужно начинать с какого-то действия, духовного движения, и увидишь, как сложно будет делать самое простое. Но не отступай - помни о цели. Первое, с чего я посоветовал бы начать, - приноси и подавай записки в храм на богослужение, которое называется Божественная Литургия “О здравии” и “О упокоении” за своих родных и близких. Побудь, поприсутствуй сколько сможешь, даже немного попринуждай себя. Для них ты делаешь большое дело, поверь… Не поддавайся негативу от непонятности происходящего - мы в дальнейшем разберемся в сути богослужения, ничего сложного там нет, не пугайся заранее, духовная культура (как и всякая) обретается с трудом. Эти твои малые труды не будут напрасными…
Для того, чтобы спасти людей, Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, цель которой - спасать души людей. Для этого к ней нужно придти, в нее нужно войти, иного пути нет.
О Церкви же поговорим в следующий раз.